ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

14 августа 1:13
Современное развитие Российского общества, связанное, прежде всего, с необходимостью отстаивания национальных интересов и восстановлением исторически предопределенного геополитического положения страны среди наиболее развитых государств мира, актуализирует вопросы гражданственности населения в целом и военнослужащих войск национальной гвардии РФ в частности. Поиск подходов к повышению уровня готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих выявил необходимость применения комплекса педагогических условий для повышения эффективности обозначенного процесса. Соглашаясь с теоретико-методологическим подходом А.М. Новикова и др., для подтверждения достаточности выявленных педагогических условий выбираем метод педагогического эксперимента [9].



Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в Кратком философском словаре определяется как род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения [1].



Вопросы изучения и организации педагогического эксперимента раскрыты в работах С.И. Архангельский, В.И. Журавлёва, В.В. Краевского, A.M. Новикова, Д.А. Новиков, М.Н. Скаткина и др.



Мы согласны с позицией А.М. Новикова, который понятие педагогический эксперимент использует как синоним педагогического исследования и рассматривает, как общий эмпирический метод, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [9].



Организуя педагогический эксперимент в военном институте, мы опирались на методологические принципы научного исследования: целостности, последовательности, объективности [2].



Эксперимент по проблеме исследования реализовывался в 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).



Предварительно, в целях обеспечения валидности эксперимента, были определены контрольная и экспериментальная группы, при этом особенностью стала необходимость учитывать организационно-штатную структуру военного института, так как участие в эксперименте было возможно только в составе штатных подразделений [3].



На констатирующем этапе эксперимента особенностью, в ходе выявления уровня готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, стало использование метода экспертной оценки, основанного на мнении представителей центрального аппарата войск национальной гвардии РФ, Приволжского и Сибирского округа войск национальной гвардии РФ и офицеров ВООВО [4].



Основываясь на анализе научной литературы и на личном опыте, на формирующем этапе эксперимента в качестве необходимых педагогических условий были определены:

  • Реализация интегративного спецкурса «Формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих»
  • Включение занятий, направленных на формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, в программу войсковой стажировки, что позволило получить определенную практику в реальных условиях
  • Обогащение воспитательной работы компонентами формирующими готовность будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих [5,7].


На контрольном этапе эксперимента для подтверждения достаточности, реализованных педагогических условий, проведено сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах, в результате чего была математически доказана значимость разницы этих результатов [6].



Таким образом, поставленный нами педагогический эксперимент, выступая как сконструированный и реализованный педагогический процесс формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, включающий принципиально новые его элементы, дал возможность глубже увидеть связи между различными его сторонами и точно учитывать результаты внесенных изменений [8].



 



Литература

  1. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — С. 226.
  2. Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного  взаимодействия  // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. —  С. 138-142.
  3. .Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.
  4. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.-  Новосибирск, 2016.
  5. Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. —  № 4 (16). — С. 44-52.
  6. Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск,  2015.  — С. 178-192.
  7. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И.  Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.
  8. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов  // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.
  9. Новиков А.М., Методология научного исследования. / Новиков Д.А. – М.: Либроком. – 280 с.


 



References

  1. Concise encyclopedia of philosophy. — M., 1994. — P. 226.
  2. Belovolov V. Inclusion in military training of cadets of occupations on the basis of value component of interethnic tolerance, positive intercultural interaction / / European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — P. 138-142.
  3. Belovolov V. A. Ethnic setup in a multicultural educational environment of the military Institute // problems of modern pedagogical education. — 2017. — № 56-3. — P. 197-204.
  4. Belovolov V. A. Culturological approach and legal culture of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia: methodological analysis // Directions and prospects of development of education in military institutions of the Ministry OF internal Affairs of Russia. VII Int. scientific and practical. Confer.- Novosibirsk, 2016.
  5. Belovolov V. A. Enrichment of educational work by ethno-cultural component as one of conditions of formation of ethnic tolerance of cadets in military Institute / / Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 4 (16). — P. 44-52.
  6. Belovolov V. A. the Axiological bases of professional activity of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia //Historical heritage of the great Patriotic war (1941-1945).Novosibirsk, 2015. — P. 178-192.
  7. The Belovolov V. A. Sultanbekov T. I. Mainstreaming in the educational work of the ethno-cultural potential of the educational environment of the military Institute // Pedagogy. — 2017. — Vol. 1. No. 5. — P. 95-99.
  8. Belovolov V., Sultanbekov T. I. organization of experimental work on the formation of interethnic tolerance of cadets / / European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — P. 240-245.
  9. Novikov M., Methodology of scientific research. / Novikov D. – M.: Librokom. — 280 p.


©Г.В. Чумаров, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.В. Вабищевич, 2018