Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в Кратком философском словаре определяется как род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения [1].
Вопросы изучения и организации педагогического эксперимента раскрыты в работах С.И. Архангельский, В.И. Журавлёва, В.В. Краевского, A.M. Новикова, Д.А. Новиков, М.Н. Скаткина и др.
Мы согласны с позицией А.М. Новикова, который понятие педагогический эксперимент использует как синоним педагогического исследования и рассматривает, как общий эмпирический метод, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [9].
Организуя педагогический эксперимент в военном институте, мы опирались на методологические принципы научного исследования: целостности, последовательности, объективности [2].
Эксперимент по проблеме исследования реализовывался в 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
Предварительно, в целях обеспечения валидности эксперимента, были определены контрольная и экспериментальная группы, при этом особенностью стала необходимость учитывать организационно-штатную структуру военного института, так как участие в эксперименте было возможно только в составе штатных подразделений [3].
На констатирующем этапе эксперимента особенностью, в ходе выявления уровня готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, стало использование метода экспертной оценки, основанного на мнении представителей центрального аппарата войск национальной гвардии РФ, Приволжского и Сибирского округа войск национальной гвардии РФ и офицеров ВООВО [4].
Основываясь на анализе научной литературы и на личном опыте, на формирующем этапе эксперимента в качестве необходимых педагогических условий были определены:
- Реализация интегративного спецкурса «Формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих»
- Включение занятий, направленных на формирование готовности будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, в программу войсковой стажировки, что позволило получить определенную практику в реальных условиях
- Обогащение воспитательной работы компонентами формирующими готовность будущего офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих [5,7].
На контрольном этапе эксперимента для подтверждения достаточности, реализованных педагогических условий, проведено сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах, в результате чего была математически доказана значимость разницы этих результатов [6].
Таким образом, поставленный нами педагогический эксперимент, выступая как сконструированный и реализованный педагогический процесс формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию гражданственности военнослужащих, включающий принципиально новые его элементы, дал возможность глубже увидеть связи между различными его сторонами и точно учитывать результаты внесенных изменений [8].
Литература
- Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — С. 226.
- Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — С. 138-142.
- .Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.
- Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.- Новосибирск, 2016.
- Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. — № 4 (16). — С. 44-52.
- Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск, 2015. — С. 178-192.
- Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.
- Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.
- Новиков А.М., Методология научного исследования. / Новиков Д.А. – М.: Либроком. – 280 с.
References
- Concise encyclopedia of philosophy. — M., 1994. — P. 226.
- Belovolov V. Inclusion in military training of cadets of occupations on the basis of value component of interethnic tolerance, positive intercultural interaction / / European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — P. 138-142.
- Belovolov V. A. Ethnic setup in a multicultural educational environment of the military Institute // problems of modern pedagogical education. — 2017. — № 56-3. — P. 197-204.
- Belovolov V. A. Culturological approach and legal culture of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia: methodological analysis // Directions and prospects of development of education in military institutions of the Ministry OF internal Affairs of Russia. VII Int. scientific and practical. Confer.- Novosibirsk, 2016.
- Belovolov V. A. Enrichment of educational work by ethno-cultural component as one of conditions of formation of ethnic tolerance of cadets in military Institute / / Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 4 (16). — P. 44-52.
- Belovolov V. A. the Axiological bases of professional activity of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia //Historical heritage of the great Patriotic war (1941-1945).Novosibirsk, 2015. — P. 178-192.
- The Belovolov V. A. Sultanbekov T. I. Mainstreaming in the educational work of the ethno-cultural potential of the educational environment of the military Institute // Pedagogy. — 2017. — Vol. 1. No. 5. — P. 95-99.
- Belovolov V., Sultanbekov T. I. organization of experimental work on the formation of interethnic tolerance of cadets / / European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — P. 240-245.
- Novikov M., Methodology of scientific research. / Novikov D. – M.: Librokom. — 280 p.
©Г.В. Чумаров, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.В. Вабищевич, 2018