ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

18 марта 11:33
В настоящее время, проблема выбора профессии школьниками продолжает оставаться актуальной. Внимание к профессиональной ориентации личности связано, с одной стороны, с быстро меняющейся социально-экономической ситуацией в обществе, с другой — с возможностью свободного профессионального выбора.



Применение средств новых информационно-коммуникационных технологий помогает реализовать важнейшие требования к современному образованию, как способствует выработке у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры социального и профессионального самоопределения, благоприятствует их личностному развитию.



Как справедливо отмечают С.Ф. Анисимов, Б.Т. Лихачев, М. С. Каган, профессиональная ориентация это творческий процесс освоения личность будущих профессиональных ценностей.



Например, профессиональную ориентацию Филиппов В.М. рассматривает как систему социально-экономических, политических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, проводимых государственными и общественными организациями по подготовке молодежи к осознанному выбору профессии и распределению ее в сфере трудовой деятельности в соответствии с объективными потребностями общественного производства и способностями личности [5].



При этом, наиболее общим принято считать следующее определение профессиональной ориентации, как научно обоснованной системы социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение учащейся молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей рынка труда в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности [3].



Специалисты выделяют следующие преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий, как ориентация обучающихся на активную самостоятельную деятельность; формирование



готовности анализировать свои собственные склонности и способности; иметь представления о будущей профессии как об определенном виде социальной деятельности человека и, соответственно, о требованиях, предъявляемых данной профессией [2].



С помощью средств ИКТ обучающиеся и их родители получают возможность удовлетворения своих потребностей в актуальных сведениях и знаниях, обладающих специфическими характеристиками. Особенно это актуально для Республики Саха (Якутия), так как регион имеет удаленность территорий и др. [4].



Таким образом, использование средств информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность данной работы, повышением уровня педагогического обеспечения обучающих, оказанием им  психолого-педагогической поддержки, расширением круга выбора будущей профессии, открытием возможности дальнейшего образования или получения выбранной профессии.



 



Литература

  1. Андреева Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: дис. д-ра пед. наук : специальность 13.00.08. Тольятти : ТГУ, 2010. 462 с.
  2. Ахметжанова Г.В., Богданова А.В. Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования. Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 3. С. 51–55.
  3. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
  4. Филиппов, В. М. Школа сегодня: тревоги и надежды / В. М. Филиппов // Открытая школа. — 2002. — № 2. — С. 99-102.

References

  1. Andreeva L.I. Professional self-determination of schoolchildren in the context of innovative activity of a general educational institution: Ph.D. dr ped Sciences: specialty 13.00.08. Tolyatti: TSU, 2010. 462 p.
  2. Akhmetzhanova G.V., Bogdanova A.V. Information and communicative competence as a factor in improving the competitiveness of bachelors of pedagogical education. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2011. No. 3. P. 51–55.
  3. Sazonov A.D., Simonenko V.D. Professional orientation of students — Moscow: Enlightenment, 1983. — 191 p.
  4. Filippov, V. M. School today: anxieties and hopes / V. M. Filippov // Open School. — 2002. — № 2. — p. 99-102.


© А.Ю. Николаева, 2018