ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДПИ

20 июля 10:07
Процесс формирования этнокультурной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности заключается в знании и понимании культуры своего народа, осознании ее  своеобразия и ценности. Этнокультурная компетентность рассматривается как интегрированное качество личности, характеризующее степень усвоения художественной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей [3, c 42].



Формирование этнокультурной компетентности во внеурочной деятельности младшего школьника является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса. Одним из путей обновления содержания внеурочной  работы для формирования этнокультурной компетентности в Республике Саха (Якутия) является использование традиционного годичного цикла жизнедеятельности якутского социума в процессе личностного становления подрастающих поколений саха                    [1, c.68].



Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [2, c.13].



Нами разработаны восемь занятий кружка по декоративно-прикладному искусству во 2 классе с использованием годичного цикла традиций культуры народа саха с целью формирования этнокультурной компетентности.



При разработке системы  занятий внеурочной деятельности  по коративно-прикладному искусству учитывали  этапы проектной деятельности.



1 занятие соответствует ценностно-ориентировочному этапу проектной деятельности, где идет осознание мотива и цели деятельности учащимися, определение замысла проекта. Учащиеся знакомятся  с содержанием месяца и составляют план своей деятельности за месяц, изготавливают книгу о месяце.



2-3 занятия соответствуют конструктивному этапу проектной деятельности. Учащиеся  составляют эскиз предстоящего продукта деятельности и изготавливают поделки по  разной технике выполнения. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. В конце занятия после выполнения работы, каждый ученик оценивает качество выполнения своей деятельности по критериям.



4 занятие соответствует презентативному этапу проектной деятельности. Учащиеся представляют свой проект на уровне школы. Представляют свое изделие, рассказывают о культурных традициях, обычаях народа саха в данном месяце.



Опытно – практическая работа по формированию этнокультурной компетентности во внеурочной деятельности на занятиях кружка декоративно – прикладного  искусства осуществлялась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Амгино – Нахаринская СОШ» Амгинского улуса с. Оннес.



В эксперименте были задействованы учащиеся 2 класса, всего 11 из 10, которые приняли полное участие в опытно – практической работе. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. В классе 9 учащихся успевают на «4» и «5», что составляет 78% от общего числа учащихся класса. Классный руководитель  – Пахомова Мария Павловна, учитель высшей категории.



Целью констатирующего этапа является определение исходного уровня сформированности этнокультурной компетентности учащихся 2 класса.



Для проведения диагностики была разработана анкета, с целью изучения уровня  знаний и представлений учащихся о народных традициях, о культуре своего народа. Мы выделили следующие критерии уровны сформированности этнокультурной компетентности младших школьников: 8-10 баллов – высокий уровень, учащиеся обладают прочными и глубокими знаниями этнического календаря саха и культуры своего родного народа; 5-7 баллов – средний уровень, учащиеся интересуются культурой родного народа, имеется эмоциональное оценочное отношение к ней; имеется наличие некоторых знаний традиции своего народа; меньше 5 баллов — низкий уровень сформированности этнокультурной компетентности характеризуется отсутствием интереса к культуре своего народа саха, отсутствием знаний о приметах и традициях своего родного народа,   этнического календаря саха и их понятие, значение.



Результаты анкетирования показали, что большая половина класса — 60% испытуемых — имеет низкий уровень сформированности этнокультурной компетентности, средний уровень имеют 30% учеников и лишь 10% испытуемых имеют высокий уровень.



На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию этнокультурной компетентности младших школьников  через организацию специализированных занятий в процессе внеурочной деятельности.



Для этого нами были разработаны и проведены  8 занятий кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием годичного цикла традиций культуры народа саха.



Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что у многих учащихся 2 класса уровень сформированности основных этнокультурной компетентности повысился. Так из 10 детей, принимавших участие в эксперименте выявлено: высокий уровень у 5 учащихся это составляет 50% от количество детей, у 5 учеников средний уровень, что сотавляет 40% от количество детей, низкий уровень у 10%  детей.



Исследование позволило прийти к выводу, что в результате проведения внеурочных занятий у учащихся 2 класса повысился уровень сформированности этнокультурной  компетентности.



 



Литература

  1. Брагина Д. Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха / Д. Г. Брагина. —  Якутск, 2007. – 88 с.
  2. Енин А. В. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы / А. В. Енин. — М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  3. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : автореф. дис. докт. педагог. наук / Т. В. Поштарева. — Владикавказ, 2009. — 48 с.

References

  1. Bragina D. G. Modern ethnocultural processes among the Sakha people / D. G. Bragina. — Yakutsk, 2007. — 88 p.
  2. Enin A. V. Extra-curricular activities: theory and practice, grades 1-11 / A. V. Enin. — M .: WAKO, 2017. — 288 p.
  3. Poshtareva T.V. Formation of ethnocultural competence of students in a multi-ethnic educational environment: Author. dis. Dr. the teacher. Sciences / T.V. Poshtareva. — Vladikavkaz, 2009. — 48 p.


© М.Н. Романова,  Р.А. Ефремова, 2018