Целью данного исследования является создание соответствующих условий для организации внеурочной деятельности по повышению уровня художественно-творческих способностей у обучающихся путём использования инструментов компьютерной графики.
Достигнутый на сегодняшний день уровень компьютерной графики, по сравнению с прошлым столетием, когда в 40-50-х годах данное направление только начало зарождаться, позволяет высказать предположение о том, что компьютерная графика начинает оказывать влияние на подрастающее поколение, вовлекая в мир 3D-моделирования и прототипирования.
Компьютерная графика относится к области знаний, занимающейся созданием, хранением, обработкой и передачей цифровых изображений и трехмерных моделей с помощью современных цифровых программно-аппаратных комплексов.
Основными видами данного направления, являются растровая, векторная, фрактальная и 3D-графика. В растровой графике изображения строятся из множества пикселей, где каждый пиксель имеет свой определённый цвет и положение.
Векторная графика создает изображения из серии графических примитивов (таких, как кривые и фигуры), создавая их из различных геометрических форм.
Основная отличительная черта фрактальной графики – это построение фигур на основе математических расчетов, где созданная фигура является частью точной копии (в разы большей) ее первичного объекта. Тут художественная составляющая заключается больше в программировании, а не в рисовании.
В 3D-моделировании основой является создание трехмерных объектов, которыми можно манипулировать, просматривать с разных ракурсов, меняя масштаб и его положение в пространстве.
Внедрение компьютерной графики в школе рассмотрено в разных трудах. В частности, в работе Шаляева А.А. [1] было раскрыто внедрение курса “Черчение с элементами компьютерной графики” для обучающихся старших классов. Также, в 2017 г. была разработана дополнительная общеразвивающая программа “Компьютерный дизайн” для обучающихся 3-7 классов [2], однако в ней был сделан акцент на изучение растровой и векторной графики.
Проведя опрос среди обучающихся о предпочтениях в изучении компьютерной графики, был выявлен интерес к растровой и 3D-графике ввиду их высокой популярности, перспективности.
Исходя из результатов опроса, также опираясь на программу “Компьютерный дизайн” [2], была разработана общеразвивающая программа “Компьютерная графика” для обучающихся 3-7 классов, рассчитанная на один год обучения. В данной программе был сделан акцент на растровую и 3D-графику. Реализация данной общеразвивающей программы осуществляется на базе МБОУ ДО «Детский (подростковый) Центр» г. Якутска, где созданы все необходимые условия для реализации программы [3].
В рамках реализации данной общеразвивающей программы для изучения растровой графики, создания и редактирования двумерных изображений было выбрано программное обеспечение Adobe Photoshop (версия Ad.Ph СС2017). Данная программа позволит сохранить интерес к компьютерной графике обучающихся благодаря своей многофункциональности и простоте интерфейса. Следует отметить, что на сегодня на просторах сети Интернет описательного материала и уроков по освоению функций Adobe Photoshop огромное множество.
3D-графика – на сегодня самое популярное направление компьютерной графики, но в то же время требующее немало усилий для достаточного освоения основ работы с ней.
Опираясь на возрастную категорию обучающихся нами был сделан выбор в пользу программного обеспечения “SketchUp 2017” (версия Make), предназначеного для создания архитектурных проектов и 3D-моделирования. Данная программа позволит обучающимся с лёгкостью освоить все основные функции 3D-моделирования, в том числе ориентироваться в трехмерном пространстве, что немаловажно для данного направления компьютерной графики. SketchUp позволяет создавать объемные объекты разного размера. Также, в программе имеется плагин для перевода в формат «.stl», с помощью которого созданные обучающимися модели могут быть распечатаны на 3D-принтере для усиления связи с результатом деятельности.
Таким образом, использование компьютерной графики в дополнительном образовании позволит сформировать у обучающихся художественно-творческие способности, в то же время способствуя повышению вовлеченности, мотивации.
Литература
- Шаляев А.А. Компьютерная графика в школе // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2452 (дата обращения: 09.11.2018).
- Иванов И.А. Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерный дизайн» [Электронный ресурс]. URL: https://sakha.pfdo.ru/programs/program-37-1505271969.866.pdf (дата обращения 09.11.2018).
- Лукина Т.Н., Корнилов Ю.В. Формирование ключевых компетенций будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий // В сборнике: Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. 2013. С. 152-154.
References
- Ivanov I.A. Additional general development program «Computer design» [Electronic resource]. URL: https://sakha.pfdo.ru/programs/ program-37-1505271969.866.pdf (appeal date 09.11.2018).
- Shalyaev A.A. Computer graphics at school // Modern pedagogy. 2014. № 6 [Electronic resource]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/ 2014/06/2452 (appeal date: 11/09/2018).
- Lukina, TN, Kornilov, Yu.V. Formation of key competencies of future teachers of vocational education by means of information technologies // In the collection: Designing the content and technologies of training teachers with regard to the new regulatory framework and current tasks of education development. Edited by A.D. Nikolaeva, O.P. Osipova, I.S. Alekseeva. p. 152-154.
© Ю.В. Корнилов, И.А. Иванов, 2018