Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.
Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)
Исследовательская деятельность в наших классах ведется по разным направлениям и принимает разные формы организации.
1)Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.
2)Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.
3)Проведение уроков в форме деловой игры.
Используя методы исследования в обучении младших школьников, мы выявили некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужна работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.
Совместно с родителями и учениками, мы выполняли мини – проекты: «Моё имя», «Древо семьи», «Слово о слове». По предметам писали небольшие доклады.
Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру — на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру, на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Якутии; защитим нашу планету.
Всё внимание мы стараемся направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.
Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.
На развитие самооценки: (беседа)
– Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?
– Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?
– Каким бы ты хотел (а) быть учеником?
– А каким не хотел (а)?
Задания на умение определять проблему исследования. (Это задание очень нравилось детям).
В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:
Мальчик Коля жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.
Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.
На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:
На доске изображены предметы: яблоко, компьютер, торт.
– При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?
– При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?
Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.
Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:
– Вообрази себя листочком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;
– Я начну, а ты продолжи:
Холод – это: айсберг, лёд, мороз …
Зима (лето) – это: …
Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность. Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках. Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога». В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой». В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных. Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. «Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.
И еще один вид работы по проектной деятельности. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Праздник какого – то дня проходит через все уроки. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Ганс Христиан Андерсен викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов. Таких праздников – великое множество.
Используя данный способ организации процесса обучения, снизится уровень стрессовых ситуаций. Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя.
Исследовательская работа ребёнка — это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.
Литература
- Кулик Е.И. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»
- Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
References
- Kulik E.L. «Organization of research activities of students in primary school»
- Savinkov A.I. «The Methodology of the research education of younger students»
- Fedorovskaya E.O. «Research activity of students as a method of development of development of universal educational skills»
© Л.А. Корякина, С.А. Сосина, 2018