ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

5 октября 2:06
Исследовательская деятельность в начальной школе. Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.



Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.



Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.



Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.



Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)



Исследовательская деятельность в наших классах ведется по разным направлениям и принимает разные формы организации.



1)Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.



2)Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.



3)Проведение уроков в форме деловой игры.



Используя методы исследования в обучении младших школьников, мы выявили некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужна работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.



Совместно с родителями и учениками, мы выполняли мини – проекты: «Моё имя», «Древо семьи», «Слово о слове». По предметам писали небольшие доклады.



Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру — на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру, на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Якутии; защитим нашу планету.



Всё внимание мы стараемся направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об    этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.



Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.



На развитие самооценки: (беседа)



– Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?



– Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?



– Каким бы ты хотел (а) быть учеником?



– А каким не хотел (а)?



Задания на умение определять проблему исследования. (Это задание очень нравилось детям).



В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:



Мальчик Коля жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.



Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать   по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.



На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:



На доске изображены предметы: яблоко, компьютер, торт.



– При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?



– При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?



Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.



Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:



– Вообрази себя листочком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;



– Я начну, а ты продолжи:



Холод – это: айсберг, лёд, мороз …



Зима (лето) – это: …



Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность. Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках. Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога». В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой». В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных. Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. «Что мы знаем о птицах?».  Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.



И еще один вид работы по проектной деятельности. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Праздник какого – то дня проходит через все уроки. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Ганс Христиан Андерсен викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов. Таких праздников – великое множество.



Используя данный способ организации процесса обучения, снизится уровень стрессовых ситуаций. Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя.



Исследовательская работа ребёнка — это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.



 



Литература

  1. Кулик Е.И. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
  2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»
  3. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»

References

  1. Kulik E.L. «Organization of research activities of students in primary school»
  2. Savinkov A.I. «The Methodology of the research education of younger students»
  3. Fedorovskaya E.O. «Research activity of students as a method of development of development of universal educational skills»


© Л.А. Корякина, С.А. Сосина, 2018