Цель работы: изучение особенностей познавательной деятельности у детей с трудностями в обучении для проведения коррекционной работы.
Организация исследования.В общей сложности исследовано 14 детей. Основной контингент экспериментального и контрольного классов – это учащиеся 1 класса Исследование включало этапы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На первом этапе провели исследование познавательной деятельности детей своего класса и выявили детей с трудностями в обучении. На этапе формирующего эксперимента – возможности ее целенаправленной коррекции.
Формирующий эксперимент заключался в комплексе специальных упражнений для развития внимания, памяти и мышления. Он осуществлялся в форме групповых занятий 3 раза в неделю. Всего было проведено 15 занятий. На этапе контрольного эксперимента была повторно проведена методика заучивания 10 слов и получена экспертная оценка. Были выявлены 2 ученика: Андрей З., и Кеша К. Формирующий эксперимент проводился с ними.
Методики исследования и обработка их результатов. Метод исследования памяти – заучивание 10 слов. Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования не требуется. Перед началом работы записываю в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. После пятикратного повторения слов переходим к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50 – 60 минут, снова прошу воспроизвести эти слова (без напоминания). В результате исследования по протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Установлено, что у нормально развивающихся детей кривая запоминания носит характер возрастающей кривой, т.е. к третьему повторению они воспроизводят 9 или 10 слов, и при следующих повторениях удерживается на этих же числах.
Выяснилось, что дети с отклонениями в развитии правильно решают простые задачи и начинают допускать ошибки по мере перехода к более трудным задачам. По результатам исследования было выявлено, что детям удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов в силу своего речевого дефекта. Протокол обследования памяти Андрея З. по методике заучивания 10 слов (табл. 1).
Таблица 1.
Протокол обследования
№ | лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | игла | мед | гриб |
1 | + | + | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | + | ||||||
3 | + | + | + | + | + | |||||
4 | + | + | + | + | + | |||||
5 | + | + | + | + | ||||||
Через
|
+ | + | + | + |
Направления коррекционной работы. В ходе формирующего эксперимента была апробирована система коррекционных занятий, включающая в себя специальные игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Целенаправленное и концентрированное внимание зависит от субъективных качеств личности, от чувств, мыслей, желаний, ума, характера, склонностей импульсов, эмоционального состояния. Оно зависит от социального и бытового влияний. Мотивы, взгляды, интересы, стремления, привычки и потребности также влияют на степень в концентрации внимания.
В ходе обучения учащиеся оказывались перед необходимостью осуществлять волевое усилие для поддержания внимания на тех или иных предметах и их отдельных деталях и свойствах в течение определенного времени. Рассматривание картинок, таблиц требует от детей активной мыслительной деятельности и умения рассуждать вслух. Развитие внимания тесно переплетается с развитием памяти, поэтому в некоторых заданиях перед учащимися ставится задача запоминания.
Таким образом, использование в коррекционной работе специальных приемов на развитие внимания, памяти и мышления эффективно сказался и на ослаблении присущих детям недостатков психофизического развития.
При этом особое значение придавали восприятию, представлению, мышлению, фантазии, воле, эмоциям, мотивации и, прежде всего выдержке. Все упражнения усваивались постепенно.Особое значение придавали развитию у детей способности к самоконтролю. Поскольку речь играет главную роль в регулировании поведения человека, то особенно настойчиво старались вырабатывать у детей адекватную реакцию на замечания. В развитии высших психических функций большое значение имеют стремления, склонности, интересы, духовные ценности, привычки. Поэтому использовали различные игры, а также производительный труд; важно приучать детей к дисциплине, твердому распорядку дня.
После проведенной коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент, в котором были получены результаты исследования экспериментальной группы в сравнении с результатами детей из контрольной группы, с которыми коррекционная работа не проводилась. В контрольном эксперименте была использована методика заучивания 10 слов. Начало формирующего эксперимента было начато в середине октября 2017 года, окончено в конце декабря 2017года.
Коррекционная работа включала различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. В результате нами была получена положительная динамика познавательной деятельности.
Анализ полученных данных позволил сделать заключение о том, что интенсивное развитие детей в экспериментальной группе обусловил резкий подъем развития высших психических функций в указанной группе по сравнению сконтрольной. Ядром развития познавательных функций явились психологические приемы совершенствования памяти, внимания, мышления. Более эффективному развитию познавательных функций способствует также тот факт, что коррекционная работа проводилась в игровой форме.
В итоге, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
- Познавательная деятельность детей с трудностями в обучении зависит от уровня развития высших психических функций.
- Снижение показателей познавательной деятельности у детей с проблемами в обучении выражено больше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
- Оптимизации познавательной деятельности детей способствует коррекционно- развивающая работа в форме игровых занятий с использованием психологических приемов на совершенствования высших психических функций (памяти, внимания, мышления.)
- Андрей. Стал более усидчивым (был гиперактивным).
- С Кешей К. проводится работа в течение учебы в начальных классах. В результате ежедневной работы, стал наиболее уравновешенным, мало стало капризов, на уроках стал менее раздражительным.
Литература
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.
- Ветлугина Н.А. Творчество и ребёнок.- М., Педагогика, 1972.- 286 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1997.- 192 с.
References
- BondarenkoA. K., Matusik A. I. Education of children in the game: a Guide for the teacher. — Moscow: Education, 1983. — 192s.
- VetluginaN.A. Creativity and child.- M., Pedagogy, 1972.- 286 p.
- Simanovsky A. E. Development of creative thinking of children. Yaroslavl, Academy of development, 1997.-192 p.
© Л.И. Атласова, 2018