В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям. Этнокультурное воспитание включает целенаправленный процесс приобщения к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших черт человека, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития [2].
В 2011г. усилиями общественного объединения «Айылгы» в школах г.Якутска Республики Саха (Якутия) открываются пять первых классов с якутским языком обучения, в том числе и в общеобразовательной школе №17. Встал вопрос обеспечения педагогических условиях организации этнокультурной воспитательной среды. Поиск эффективных форм работы привел к организации воспитательного процесса, основанного на многовековом опыте народной педагогики с применением современных педтехнологий, сочетая их с элементами якутской национальной культуры, возродившейся в городской среде.
Результатом и многообещающей основой дальнейшей совместной работы стала уникальная программа этнокультурного воспитания детей, которая реализуется в рамках проекта «Талбан» средней общеобразовательной школы №17 г.Якутска Республики Саха (Якутия). В процесс реализации авторской программы учителя начальных классов Керемясовой С.П. привлечены родители, объединенные в группы по интересам. Можно выделить следующие принципы в реализации программы: мероприятия, проводимые в рамках проекта тесно связаны с учебным процессом с целью повышения уровня учебной мотивации учащихся; в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта активно участвуют ученик и его семья с целью укрепления эмоциональной связи ребенка с родителями, формирования духовно-нравственных основ общения учащихся, их семей, школы и социума; этнопедагогическая и этнокультурная направленность проекта основывается на традициях семьи: «каждая семья является носителем этнопедагогических традиций, а каждый родитель – носитель этнокультуры»; открытость обмена традиционными семейными ценностями передаваемыми в семьях из поколения в поколения.
Программа этнокультурного воспитания детей в рамках проекта «Талбан» имеет шесть групп по направлениям:
- культурно-просветительской деятельности «Айтал» (Сотворчество)
- новых информационных технологий «Инфознайка»
- этнокультурологического воспитания «Утум» (Преемственность)
- физического развития детей «Эрчим» (Энергия)
- интеллектуального развития детей «Тииҥ мэйии» (Умка)
- литературно-журналистского направления «Айар кут» (Вдохновение).
Группы формируются с учетом профессиональных интересов родителей и желаний учащихся. Деятельность групп соответствует основным направлениям воспитательной работы в начальной школе.
Группа культурно-просветительской деятельности «АЙТАЛ» преследует цели и задачи по организации участия и проведение культурнотворческих, просветитиельских мероприятий от классного уровня до международного.
Группа новых информационных технологий «Инфознайка» формирует такие компетенции как умение проводить поиск, хранение, обработку информации, владение практическими навыками применения компьютерных программ в жизнедеятельности.
Группа этнокультурологического воспитания «УТУМ» создает условия для развития активной творческой личности в разнообразных сферах деятельности через неисчерпаемый потенциал форм и средств народной педагогики. Приобщение детей к национальной художественной культуре родного народа, диалогу культур разных народов, уважению нематериальным ценностям предков, любви к родному краю – это сфера деятельности данной группы. Развитием физического тела учащихся с помощью спорта, пропагандой ЗОЖ, воспитанием доброжелательности, взаимоподдержки, командного духа занимается группа физического развития «Эрчим».
Группа интеллектуального развития детей «Тиин мэйии» занимается развитием математической логики, английской речи вне школьной программы, внеклассного чтения, расширением кругозора, углублением знаний об окружающем мире, о Родине и.т.д.
Например, под руководством родителя-дизайнера по профессии Жаныгуловой Д.С. создан функциональный стенд в современном этно стиле. Родителями Никитиным П.Я, Ыкчановым А.Н., Крыловой Л.К., Хамаровой М.Д., Таркаевой Ф.Е., Васильевой А.А. оформлен стилизованный уголок «Балаган» — жилище якутов с мебелью и утварью. Для особого уюта создан ламбрекен на окнах в национальном стиле. Получилось, что оформление класса — это результат совместной проектной деятельности и особой гордости учащихся, родителей и учителя.
Таким образом, реализация проекта «Талбан» по программе этнокультурного воспитания младших школьников показал свою состоятельность в этнокультурном воспитании младших школьников.
Литература
- Гордиенко Н.В. «Этнокультура греков». Создание условий для сохранения и изучения учащимися школы этнокультурного наследия народов Республики Адыгея [Электронный ресурс] /sch18.adygnet.ru/dok/gordien1.docx.
- Зенкова Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Л.Г. Зенкова: Моск. пед. гос. ун-т. — Москва, 2012.
References
- Gordienko N.V. «Ethnic Greeks». Creation of conditions for the conservation and study of pupils ethno-cultural heritage of the peoples of the Republic of Adygeya [electronic resource]/sch18.adygnet.ru/dok/gordien1.docx (date of circulation 29.12.2012)].
- Zenkov L.G. Ethnocultural preschool education in the children’s School of Arts: the candidate of pedagogical sciences dissertation: 13.00.01/L.g. Zenkov: Mosk. ped. GOS. UN-t. -Moscow, 2012.]
© Ю.П. Семенова, 2018