ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

10 декабря 4:43
В процессе социализации каждого человека школа как социальный институт играет важную роль и отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе, в социуме, а также в профессиональной деятельности.



Как отмечают Панина С.В., Егорова Р.И., Макаренко Т.А., функционирование и развитие профориентации образовательных организаций должно быть направлено на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и будущий профессиональный мир, тем самым расширяет потенциал для выбора своей будущей профессии [1].



В коррекционных школах VII вида обучаются дети с задержкой психического развития, у которых наблюдается лёгкая степень нарушения интеллектуальных процессов, вследствие которой дети элементарно не могут организовать, спланировать и реализовать свою деятельность.             В связи с этим, перед современной педагогикой стоит ещё одна проблема – это вопрос организации профессиональной ориентации, которая бы при этом и учитывала бы потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.  Так, например, Кривобороденко О.Д. считает, что сущность профориентационного сопровождения школой состоит в том, чтобы усилить позитивные факторы развития и имеющиеся способности у детей и нейтрализовать действия негативных факторов [2].



Известно, что детям с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления, затруднения в процессе восприятия, нет чёткой сформированности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и др. Таким учащимся свойственно отсутствие готовности к интеллектуальному усилию. Подростки с нарушением развития начинают испытывать неуверенность в своих силах, они не умеют актуализировать свои способности и делают акцент на своей неспособности. Поэтому такие дети всегда нуждаются в помощи со стороны взрослого (родителей, учителей). В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения старшеклассников с задержкой психического развития, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.



По мнению Е. А. Климова, ведущего российского психолога в области психологии труда и профориентации, существует восемь углов ситуации выбора профессии, однако, одна из них, а именно позиция учителей, школьных педагогов и классного руководителя, играет одну из главенствующих факторов.



Проведённое анкетирование 22 учащихся 9 классов МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) ГО «город Якутск» в мае 2018 года показало перечень желаемых для получения профессий (таблица 1).



Таблица 1.



Результаты анкетирования «Кем я хочу стать и почему?»












Профессия Количество Доля, % Причина выбора
Повар 4 19 По желанию родителей
Кондитер 3 13 По желанию родителей
Парикмахер 2 9 По своему желанию
Инженер-строитель 1 4,5 По желанию родителей
Певец/певица 2 9 По своему желанию
Медсестра 4 19 По желанию родителей
Учитель 1 4,5 По желанию родителей
Продавец 3 13 По своему желанию
Швея 1 4,5 По желанию родителей
Сотрудник полиции 1 4,5 По своему желанию


Опираясь на результаты анкетирования можно сделать вывод, что самыми актуальными профессиями являются профессии повара, медицинского работника, кондитера, продавца. Условно все указанные профессии можно разделить на те, где требуется целенаправленное обучение и освоение специальных навыков (повар, кондитер, парикмахер, медсестра, учитель, швея, инженер-строитель) и те, где в большей мере нужны личные способности или физические данные (продавец, сотрудник полиции, певец/певица). При этом на выбор профессии первой группы влияет давление родителей, а профессии второй группы выбираются детьми чаще самостоятельно, по желанию.



Профориентационное партнёрство в МОКУ «Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида)» г.  Якутска реализуется, главным образом, деятельностью социального педагога через связь с различными организациями. В выборе профессии детей данной школы главная роль в профориентации принадлежит Якутскому технологическому техникуму сервиса. С данным учебным заведением у родителей, желающих своим детям получение свидетельства о получении профессии с присвоением квалификации до момента окончания 9 класса, заключены договора на посещение профессиональных проб. На их основе дети в течение одного года еженедельно посещают данное заведение и обучаются профессиям по выбору: повара, кондитера, кассира торгового зала, парикмахера, швеи-закройщицы. Учащиеся, например, 2017-2018 года набора выбрали специальность «Кондитер».      На занятиях детей теоретически знакомят с технологией приготовления кондитерского продукта, принципами подбора определённых ингредиентов, учили производить расчёты их количества и, конечно, уже в практической части занятий дети осуществляли его приготовление.      Таким образом, в течение одного года учащиеся осваивали теоретико-практическую базу по определённой специальности и овладевали практическими навыками. Занятия проходили один раз в неделю по академических три часа. В июне 2018 года 6 учащихся, обучающихся по этой специальности, получили свидетельства о получении профессии, успешно сдав выпускной экзамен. По данным трудоустройства (на сентябрь 2018 года) все выпускники устроились на официальную работу в кафе, рестораны и кондитерские г. Якутска.



Также оказывает профориентационную помощь Якутский промышленный техникум №16. Преподаватели техникума проводят лекции о специфике отдельных профессий для учащихся 8-9 классов; участвуют в проведении городского конкурса детских проектов «Моя профессия – моё будущее», в котором конкурсанты представляют проект о том, кем бы они хотели стать в будущем, аргументируют своё желание, выделяют положительные и отрицательные стороны профессии, указывают на отличительные особенности, ставят перед собою цели по освоению данной профессии и рассматривают свои реальные  возможности её получения.



Таким образом, педагог, занимающийся профориентацией, должен создать условия для оказания помощи учащимися в получении знаний, необходимых компетентностей по интересующей будущей профессии.      На наш взгляд, только индивидуально-комплексный подход, направленный на личные возможности ребёнка и всесторонность его развития, способствует благоприятному формированию личностному и профессиональному самоопределению ребёнка с задержкой психического развития.



 



Литература



1.Панина С.В, Егорова Р.И., Макаренко Т.А. Социальное партнерство в профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Европейский жкрнал социальных наук, № 4, 2016. С 391-397.



2.Кривобороденко О.Д. Социальное партнерство [Текст] / О.Д. Кривобороденко. // Специалист. — 2010. — №12.

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М., 2012. – 263 с.

References



1.Panina S.V., Egorova R.I., Makarenko T.A. Social partnership in vocational guidance of students with disabilities // European Social Sciences, № 4, 2016. P 391-397.



2.Krivoborodko O.D. Social partnership [Text] / О.D. Krivoborodenko. // Specialist. — 2010. — №12.



3.Klimov E.A. Psychology of professional self-determination / E.A. Klimov. — M., 2012. — 263 p.



© А.А. Кудряшова, 2018