Как отмечают Панина С.В., Егорова Р.И., Макаренко Т.А., функционирование и развитие профориентации образовательных организаций должно быть направлено на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и будущий профессиональный мир, тем самым расширяет потенциал для выбора своей будущей профессии [1].
В коррекционных школах VII вида обучаются дети с задержкой психического развития, у которых наблюдается лёгкая степень нарушения интеллектуальных процессов, вследствие которой дети элементарно не могут организовать, спланировать и реализовать свою деятельность. В связи с этим, перед современной педагогикой стоит ещё одна проблема – это вопрос организации профессиональной ориентации, которая бы при этом и учитывала бы потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, Кривобороденко О.Д. считает, что сущность профориентационного сопровождения школой состоит в том, чтобы усилить позитивные факторы развития и имеющиеся способности у детей и нейтрализовать действия негативных факторов [2].
Известно, что детям с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления, затруднения в процессе восприятия, нет чёткой сформированности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и др. Таким учащимся свойственно отсутствие готовности к интеллектуальному усилию. Подростки с нарушением развития начинают испытывать неуверенность в своих силах, они не умеют актуализировать свои способности и делают акцент на своей неспособности. Поэтому такие дети всегда нуждаются в помощи со стороны взрослого (родителей, учителей). В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения старшеклассников с задержкой психического развития, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
По мнению Е. А. Климова, ведущего российского психолога в области психологии труда и профориентации, существует восемь углов ситуации выбора профессии, однако, одна из них, а именно позиция учителей, школьных педагогов и классного руководителя, играет одну из главенствующих факторов.
Проведённое анкетирование 22 учащихся 9 классов МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) ГО «город Якутск» в мае 2018 года показало перечень желаемых для получения профессий (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты анкетирования «Кем я хочу стать и почему?»
Профессия | Количество | Доля, % | Причина выбора |
Повар | 4 | 19 | По желанию родителей |
Кондитер | 3 | 13 | По желанию родителей |
Парикмахер | 2 | 9 | По своему желанию |
Инженер-строитель | 1 | 4,5 | По желанию родителей |
Певец/певица | 2 | 9 | По своему желанию |
Медсестра | 4 | 19 | По желанию родителей |
Учитель | 1 | 4,5 | По желанию родителей |
Продавец | 3 | 13 | По своему желанию |
Швея | 1 | 4,5 | По желанию родителей |
Сотрудник полиции | 1 | 4,5 | По своему желанию |
Опираясь на результаты анкетирования можно сделать вывод, что самыми актуальными профессиями являются профессии повара, медицинского работника, кондитера, продавца. Условно все указанные профессии можно разделить на те, где требуется целенаправленное обучение и освоение специальных навыков (повар, кондитер, парикмахер, медсестра, учитель, швея, инженер-строитель) и те, где в большей мере нужны личные способности или физические данные (продавец, сотрудник полиции, певец/певица). При этом на выбор профессии первой группы влияет давление родителей, а профессии второй группы выбираются детьми чаще самостоятельно, по желанию.
Профориентационное партнёрство в МОКУ «Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида)» г. Якутска реализуется, главным образом, деятельностью социального педагога через связь с различными организациями. В выборе профессии детей данной школы главная роль в профориентации принадлежит Якутскому технологическому техникуму сервиса. С данным учебным заведением у родителей, желающих своим детям получение свидетельства о получении профессии с присвоением квалификации до момента окончания 9 класса, заключены договора на посещение профессиональных проб. На их основе дети в течение одного года еженедельно посещают данное заведение и обучаются профессиям по выбору: повара, кондитера, кассира торгового зала, парикмахера, швеи-закройщицы. Учащиеся, например, 2017-2018 года набора выбрали специальность «Кондитер». На занятиях детей теоретически знакомят с технологией приготовления кондитерского продукта, принципами подбора определённых ингредиентов, учили производить расчёты их количества и, конечно, уже в практической части занятий дети осуществляли его приготовление. Таким образом, в течение одного года учащиеся осваивали теоретико-практическую базу по определённой специальности и овладевали практическими навыками. Занятия проходили один раз в неделю по академических три часа. В июне 2018 года 6 учащихся, обучающихся по этой специальности, получили свидетельства о получении профессии, успешно сдав выпускной экзамен. По данным трудоустройства (на сентябрь 2018 года) все выпускники устроились на официальную работу в кафе, рестораны и кондитерские г. Якутска.
Также оказывает профориентационную помощь Якутский промышленный техникум №16. Преподаватели техникума проводят лекции о специфике отдельных профессий для учащихся 8-9 классов; участвуют в проведении городского конкурса детских проектов «Моя профессия – моё будущее», в котором конкурсанты представляют проект о том, кем бы они хотели стать в будущем, аргументируют своё желание, выделяют положительные и отрицательные стороны профессии, указывают на отличительные особенности, ставят перед собою цели по освоению данной профессии и рассматривают свои реальные возможности её получения.
Таким образом, педагог, занимающийся профориентацией, должен создать условия для оказания помощи учащимися в получении знаний, необходимых компетентностей по интересующей будущей профессии. На наш взгляд, только индивидуально-комплексный подход, направленный на личные возможности ребёнка и всесторонность его развития, способствует благоприятному формированию личностному и профессиональному самоопределению ребёнка с задержкой психического развития.
Литература
1.Панина С.В, Егорова Р.И., Макаренко Т.А. Социальное партнерство в профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Европейский жкрнал социальных наук, № 4, 2016. С 391-397.
2.Кривобороденко О.Д. Социальное партнерство [Текст] / О.Д. Кривобороденко. // Специалист. — 2010. — №12.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М., 2012. – 263 с.
References
1.Panina S.V., Egorova R.I., Makarenko T.A. Social partnership in vocational guidance of students with disabilities // European Social Sciences, № 4, 2016. P 391-397.
2.Krivoborodko O.D. Social partnership [Text] / О.D. Krivoborodenko. // Specialist. — 2010. — №12.
3.Klimov E.A. Psychology of professional self-determination / E.A. Klimov. — M., 2012. — 263 p.
© А.А. Кудряшова, 2018