Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно этим изменениям современная общеобразовательная школа должна быть готова к обучению детей с ОВЗ. В этой статье предпринята попытка выяснения отношения современных учителей к проблеме обучения детей с ОВЗ.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей [2]
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзии рассматривается через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.[3]
В целях выяснения проблем обучения детей с ОВЗ в современной школе был проведен опрос среди учителей школ г. Якутска. Опросом было охвачено 47 учителей школ г. Якутска. На вопрос «Как вы считаете, готова ли современная школа к обучению детей с ОВЗ?» положительно ответили 32% респондентов, 54 % ответили что «нет, не готова», остальные затруднились с ответом. На вопрос «с какими проблемами вы сталкивались по обучению детей с ОВЗ» а) недостаток информации – 26%, недостаточное владение инновационными педагогическими технологиями -18%, знание основ психологии и коррекционной педагогики -28%, знание возрастной психологии – 12%, готовность к быстрому моделированию урока согласно требованиям по работе с детьми с ОВЗ – 49%, материальная необеспеченность школы – 67%, отсутствие профессионального взаимодействия между специалистами разного профиля – 61%, недостаточная подготовка кадров педагогов-дефектологов, олигофренопедагогов и отсутствие их в штатном расписании школ – 94%.
Еще, по мнению учителей, следует пересмотреть требования к медицинскому осмотру детей при поступлении в школу. Так как практически все дети, которые впоследствии соглашаются на обследование психолого-медико-педагогической комиссией не имеют в медицинской карте ограничений по здоровью. Следует пересмотреть регламент прохождения медосмотра детей по готовности обучения детей в общеобразовательном учреждении. Тем более что успешность коррекционной работы зависит от своевременной консультации специалистов.
Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования.[1]
Невнимательность к этим проблемам порождает риск неграмотного внедрения интегрированного образования и воспитания детей с ОВЗ с современном общеобразовательном учреждении. Но одной из главных проблем, по мнению учителей, является неготовность принятия таких детей остальными детьми и их родителями. Это будет темой нашего дальнейшего исследования.
Литература.
- Апиш М. Н. Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95662.htm.
- Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009.
References
- Apish, M. (2015). Problems and features of socialization of disabled children in conditions of elementary school. Concept. Vol.37. 196-200. http://e-koncept.ru/2015/95662.htm.
- Kuznetsova, L., Peresleni, L., Solntseva, L. (2002). Bases of special psychology. Moscow, Academia Publishing Center.
- Malevanov, E. (2009). Modeling of an active educational environment for disabled children. Moscow.
© К. Н. Сивцева, 2018