ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ «СЭРГЭЛЭЭХ»

2 июня 3:17
Начальная школа-лаборатория – Ресурсный центр «Сэргэлээх»  основана в 2013 году в качестве филиала МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» как научная лаборатория кандидата философских наук Николая Константиновича Чиряева. Открытие начальной школы было инициировано с целью создания экспериментальной базовой площадки, учебной лаборатории СВФУ им. М.К. Аммосова при кафедре начального образования Педагогического института СВФУ. Заведующий кафедрой начального образования, доктор педагогических наук, профессор Николай Дмитриевич Неустроев поддержал данную идею. Классы были открыты на территории университетского кампуса в здании общежития. Особенность деятельности школы как филиала гимназии заключается в полном погружении в родную языковую среду, создание условий для углубленного изучения родного языка, литературы и культуры, традиций. Спецификой начальной школы-лаборатории является то что школа располагает широким спектром ресурсов университета: материально-технических, научно-методических, информационно-образовательных, кадровых и т.д. [1,2].  В школе обучаются преимущественно дети сотрудников СВФУ им. М.К. Аммосова и это отражает специфику деятельности начальной школы-лаборатории, поскольку в числе родителей доля представителей научного сообщества высока, чем в любой общеобразовательной школе города Якутска. Недостатком является отсутствие приспособленного здания общеобразовательной организации, малое число учебных кабинетов. Начальная школа-лаборатория являясь филиалом Якутской городской национальной гимназии работает по единым образовательным программам с гимназией и руководствуется основными нормативными локальными документами основной школы. В процессе преподавания предметов привлекаются педагоги основной школы по распределению администрации гимназии.  Для начальной школы-лаборатории является актуальным осуществление дополнительной научно-методической работы с приходящими преподавателями-предметниками с целью формирования творческого коллектива единомышленников, разделяющего цели и задачи экспериментальной методологической работы начальной школы.



Начальная школа-лаборатория ориентируется на метапредметное образование, которое выходит за рамки школьной общеобразовательной программы, направлено на усвоение способов деятельности, навыков жизненного самоопределения и смыслообразования. Как утверждает завуч школы-лаборатории Антонина Алексеевна Шишигина: «Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для восприятия и усвоения культуры общества, идентификации и принятия себя как члена современного сообщества, осознание роли и места образования в становлении жизненных ориентиров ребенка».



В данной школе образовательный процесс осуществляется по концепции методологической школы В.Е. Степановой, кандидата философских наук, раскрытой в идее «Саха оскуолата», прошедшей апробацию в Якутской городской национальной гимназии  и Айыы кыьата, но в настоящее время углубленно реализуемой коллективом начальной школы-лаборатории под руководством автора. Действующая концепция школы «Бэйэни куруолэнии» ориентирована на самоопределение ребенка как представителя своего этноса, как гражданина своей Родины и творца собственной жизни. В соответствии с концепцией в школе разработана методология проведения уроков как создания пространства мыследеятельности, где создаются условия для раскрытия возможностей максимального развития метапредметных результатов детей. Коллективом разработан собственный инструментарий оценки метапредметных результатов младших школьников. Внеурочная деятельность в начальной школе-лаборатории представлена широким спектром кружков по разным направлениям. Особенностью образовательной программы школы является внедрение во внеурочную деятельность направлений детско-родительского образовательного форсайт-центра. Целью деятельности форсайт-центра является уход от традиционных предметных кружков под руководством ученых, уход от натаскивания к научно-практическим конференциям. Деятельность форсайт-центра начинается с интересных, разработанных в рамках технологии нового направления в педагогике — игропедагогики — «встреч с наукой» для младших школьников. Промежуточными результатами проекта является участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях учащихся различного уровня. Познавательная исследовательская деятельность рассматривается как цель взаимодействия и элемент сопровождения учебной деятельности детей. Минимум 3 раза в год проводятся познавательные сессии с демонстрацией мини детских роликов по фундаментальным объектам мира «Человек», «Вода», «Время» и др. Вокруг этого тематического объекта определяются познавательные темы роликов с позиции разных наук или искусства. Любой ребенок исходя из близкого ему научного направления может рассмотреть данный объект. Сопоставление всех роликов позволяет получить целостное представление о данном понятии или объекте. Лучшие произведения могут быть размещены на канале «Школа Сэргэлээх». Спецификой деятельности форсайт-центра также является медико-психолого-педагогическое сопровождение детей, поскольку ни в одной школе сегодня не проводятся комплексное исследование состояния ребенка и его влияния на освоение им образовательной программы. Такое сопровождение  способствует предупреждению утомления и перегрузки детей, учета их состояния здоровья, учета естественной биоритмической организации организма детей в процессе реализации проекта. Проведенная диагностика задатков и способностей может помочь в определении спектра интересных для младшего школьника направлений встреч с наукой, социальных проб себя в каждом направлении. Сформированные в учебной деятельности метапредметные умения детей переносятся в сферу внеурочной и свободной досуговой деятельности младших школьников. Действующая авторская концепция начальной школы ориентирует участников образовательного процесса на 3 компонента:



— Образовательно-рефлексивное пространство (формируются аутентичные компетенции – рефлексия и пр. обернуть ребенка на себя и пр.);



— Социально-практическое (жизненные компетенции);



— Образовательное пространство формального предметного образования (предметные и метапредметные компетенции). Таким образом, можно отметить, что в образовательном процессе школы первостепенное значение уделяется именно формированию у субъектов образовательного процесса аутентичных компетенций, предполагающей рефлексию не в обычном понимании, а в широком значении как основополагающего инструментария для развития самооценки, самоуверенности, самоконтроля.



Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. –М.: АРКТИ, 2003. – 112с. Проектная задача в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова.  М.: Просвещение, 2011.
    2. Михайлова Ю. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе на основе требования ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95316.htm.

Literature

  1. Asmolov, A. G. system-activity approach to the development of a new generation of standards / Asmolov, A. G. / Pedagogy. — 2009. — № 4. — P. 18-22. Pakhomova, N. Yu. Method of educational project in educational institution / N. Yu. Pakhomova. — Moscow: ARKTI, 2003. – 112 p. Project tasks in the primary school / edited by A. B. Vorontsov. M.: Education, 2011.
  2. Mikhaylova Y. Organization of project activities in primary school based on the requirements of the GEF / / Scientific and methodological electronic journal «Concept». — 2015. — Vol. 26. – Pp. 156-160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95316.htm.