к образованию, образовательная политика государства направлена, главным образом, на подготовку ученика, способного осмысленно, творчески и продуктивно применить накопленные знания в практике.
В школе, при изучении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа
и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания
и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий [1].
Практическое применение информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю расширить возможности в преподавании своего предмета, а именно: повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, упростить решение практических задач. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать каждый урок ярким, насыщенным
и легко запоминающимся.
Применение ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Создание таблиц, инструкционных карт, схем в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Благодаря использованию на уроках технологии ИКТ, информационный материал получается более разнообразным и иллюстрированным. Также, ИКТ уместно применять
при изучении отдельных тем и разделов программы технологии.
Следует отметить, что применение ИКТ, помимо повышения интереса к предмету, лучшего усвоения материала и развития креативного мышления, оптимально соответствует возрастной группе.
Практическое применение ИКТ на уроках обеспечивает:
- формирование и сохранение нравственных и эстетических ценностей;
- постепенную адаптацию к современным
социально-экономическим условиям жизни; - непрерывное развитие творческих способностей
и самостоятельной активности учащихся; - целостность педагогического процесса, а также осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся [1].
Кроме того, использование ИКТ способствует совмещению различных технических средств обучения с наглядными пособиями,
а также, упорядочиванию методического материала и эффективному использованию его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Презентации в виде мультимедиа на уроках технологии используются главным образом, для объяснения новой темы и контроля знаний, но, помимо этого, их можно использовать и как средство доведения до учащихся информации на всех типах уроков, включая внеклассную работу.
Мультимедийная презентация является очень эффективным помощником при изложении нового материала, т.к. излагаемый материал частично показан на слайдах, и остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам
и изображениям.
Также, с помощью мультимедийной презентации возможно
и проведение тестирования учащихся. Важно отметить, что применение мультимедийной презентации в учебном процессе не только повышает качество обучения, но и экономит время, затрачиваемое на методическую деятельность, а именно, на написание тематических планов, конспектов уроков, составления и оформления различных тестов, дидактического материала: технологических и инструкционных карт на темы: «Кулинария», «Культура дома», «Конструирование и моделирование одежды», «Материаловедение». Это позволяет дифференцировать подходы
обучения в зависимости от возможностей каждого отдельного учащегося.
Нельзя переоценить эффективность использования ИКТ
при изучении различных видов декоративно-прикладного творчества. Сайты, посвященные резьбе, бумажной пластике, лепке, вышивке, бисероплетению, оригами, квиллингу, и др. позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
Использование ИКТ на уроках технологии дает участникам образовательного процесса возможность:
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала и технологического процесса;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;
- развивать межпредметные связи [2].
В заключение следует отметить, что использование информационных технологий значительным образом повышает интерес учащихся к обучаемому предмету, формирует положительную мотивацию к учебной деятельности, обеспечивает дифференцированный
и индивидуальный подходы к обучению учеников, индивидуализирует
и оптимизирует процесс обучения, позволяет проводить мониторинг усвоения знаний, обеспечивает эффективное взаимодействие в режиме сотрудничества учитель — ученик.
Литература
- Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение ИКТ на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 12-13;URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32908 (дата обращения: 31.10.2018).
- Бортник А.Ф. Использование ИКТ на уроках технологии /«Электронное обучение в ВУЗе и школе»: Материалы сетевой международной научно-практической конференции. — СПб.: Астерион, 2015.- С.51-52
- ИКТ в образовании – http://www.ict.edu.ru
- Образование в Российской информационной сети — http://education.rin.ru
- Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html
References
- Ablakotov A.A., Epaneshnikov V.V. The use of ICT in technology lessons is a factor in enhancing the revitalization of cognitive activity // Successes of Modern Natural Science. — 2013. — № 10. — P. 12-13; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32908 (access date: 10/31/2018).
- Bortnik, The use of ICT technology lessons//E-learning in high School. The network materials of the international scientific-practical conference. — SPb.:2015, Pp. 51-52.
- ICT in education – http://www.ict.edu.ru
- Education in the Russian information network — http://education.rin.ru
- New pedagogical technologies – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html
© Е.А. Барахсанова, Н.Р. Бортник, 2018