ФОРМИРОВАНИЕ БАЗИСНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕШЕНИЮ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

27 августа 2:05
Основной задачей системы современного образования является подготовка компетентных специалистов, готовых использовать полученные знания в изменяющихся условиях и умеющих постоянно самообразовываться в течение всей своей жизни.



Формированием образовательных компетенций студентов и учащихся в последние годы занимались российские ученые, такие как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, А.Ж. Жафяров и др. Одной из составляющих образовательной компетентности будущего специалиста является базисная компетенция, которую исследовал А.Ж. Жафяров.



Под базисной компетенцией будем понимать изучение базисных понятий этой компетенции [3].



Тригонометрические уравнения и неравенства – одна из непростых тем в школьном курсе алгебры. Задание №13 (части 2) профильного уровня ЕГЭ по математике содержит тригонометрические уравнения с выбором корней.  Но, как показывает практика, не все выпускники справляются с этим заданием.



Одним из эффективных средств формирования базисных компетенций, учащихся является применение рабочих тетрадей, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся, формирования у них специальных умений по дисциплине. Рабочая тетрадь — это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов [1].



Рассматриваемая модель рабочей тетради составлена на формирование следующих базисных компетенций (БК) по решению тригонометрических уравнений и неравенств.



Каждая базисная компетенция – это то, что должен уметь делать обучающийся, после изучения базисных понятий этой компетенции. На основе сказанного и общих требований к формированию базисных компетенций дадим формулировки БК-1, БК-2, …, БК-5.



Формулировка БК-1. Ученик должен:

  • знать определение базисного понятия, в частности, определение единичной тригонометрической окружности;
  • уметь строить единичную тригонометрическую окружность;
  • владеть знаниями и умениями для построения единичной тригонометрической окружности;
  • приобретать навыки творческой и исследовательской деятельности.


Формулировка БК-2 (БК-3).Ученик должен:

  • знать определение базисных понятий и их свойства, в частности, определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
  • уметь применять знания для решение простейших тригонометрических уравнений (неравенств);
  • владеть знаниями и умениями для решения стандартных и нестандартных задач;
  • приобретать навыки инновационной, творческой и исследовательской деятельности.


Аналогично создаются формулировки БК-4 и БК-5.



Напомним, что рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащихся по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома. Она может быть использована учащимися при самостоятельном освоении материала для формирования практических умений и навыков.



Составленная рабочая тетрадь на формирование базисных компетенций по решению тригонометрических уравнений и неравенств состоит из четырех блоков:



Первый блок состоит из диагностической работы №1 в которой содержатся задания, позволяющие определить начальный уровень знаний учащихся по тригонометрии.



Второй блок содержит теоретические материалы и практические примеры на построение единичной окружности, на решение тригонометрических уравнений и неравенств начиная с простейших.



Третий блок содержит диагностическую работу №2, в которой содержатся задания, позволяющие определить уровень к выходу.



Четвертый блок содержит задания для самостоятельной работы, ответы и список литературы.



Процесс выполнения заданий, а также полученные результаты фиксируются в рабочей тетради, чтобы учащиеся могли следить за своими успехами. Рабочая тетрадь включает в себя также систематизацию знаний по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». Предложенные задания полезны при подготовке к экзамену и ЕГЭ по математике, для самоподготовки и самоконтроля. Формат рабочей тетради позволяет повысить эффективность практических занятий при решении тригонометрических уравнений и неравенств. Количество заданий по одной теме дает возможность учителю более точно проверить знания и навыки учащихся.



В целом, повышение компетентности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, достигается в   условиях активного привлечения, обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.



 



Литература

  1. Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 106-108.
  2. Бордонская Л.А., Голобкова Г.И. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство [Текст] // Теория и методика профессионального образования: Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 6(53). С. 51-66.
  3. Жафяров А.Ж. Реализация технологии внедрения компетентностного подхода в школьном курсе математики [Элек. журнал] / «Вестник НГПУ». 2017. Том 7. №2 – С.71-84


 



References:

  1. Belorussova E.V. Workbook on the discipline — a means of developing cognitive activity and organizing independent work of students [Text] // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the V Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, June 2014). — Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2014. — P. 106-108.
  2. Bordonskaya LA, Golobkova G.I. Workbook student of a modern university as a multifunctional didactic tool [Text] // Theory and methods of professional education: Scientific notes ZabGU. 2013. № 6 (53). S. 51-66.
  3. ZhafyarovA.Zh. The implementation of the technology of introducing the competence approach in the school course of mathematics [Elec. journal] / Vestnik NGPU. 2017. Volume 7. No.2 — P.71-84