ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВУЗЕ

24 июня 5:20
Изучая вопрос формирования социально-педагогической компетентности, мы провели анализ ситуации в современном обществе: «изменения, происходящие на современном этапе в российском обществе, оказывают большое влияние на положение детей в обществе, они внесли ряд изменений и усложнений в процесс социализации, обострили проблему дезадаптации детей, что обусловило рост числа детей с девиантным поведением, а также привело к росту количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в социально-педагогической помощи и поддержке. Данные обстоятельства актуализируют потребность образовательных организаций в квалифицированных кадрах»[5].



Цель данной статьи: обосновать актуальность и значимость формирования социально-педагогической компетентности у будущих педагогов в вузе. Мы солидарны с мнением о том, что «одним из основных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является профессиональная компетентность специалистов. Специалист, работающий в системе дошкольного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь широкие разносторонние знания, владеть основами организационной, исследовательской, аналитической и научно-педагогической деятельности, уметь работать с различными социальными группами и лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите»[1]. На современном этапе становится очевидным, что педагогу необходимо быть готовым к принятию решений, предвидению трудностей, к сотрудничеству; уметь адаптироваться, проявлять социальную мобильность и творчество. Таким образом, проблема развития социально-педагогической компетентности специалистов выступает как одна из наиболее значимых[5].



В диссертационном исследовании «Развитие социально-педагогической компетентности воспитателей сельских дошкольных образовательных учреждений», мы представили анализ системы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия), которая «имеет ярко выраженные перспективы развития: переход от унифицированной образовательной системы к вариативной; существенное изменение содержания дошкольного образования и т.д. Однако все еще отмечается недостаточное использование дошкольной образовательной организацией в своей деятельности социально-педагогических приемов работы; недостаточная подготовленность педагогов для осуществления социально-педагогической работы, особенно в северных и арктических улусах. Мы считаем, что социально-педагогическая компетентность специалистов в работе с детьми дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования в РС(Я). Таким образом, очевидна высокая потребность в полифункциональных специалистах, готовых к осуществлению социально-педагогической работы в дошкольных образовательных организациях»[5].



Вышеназванные аспекты обуславливают потребность в высоком уровне развития социально-педагогической компетентности воспитателей сельских образовательных организаций. Главным фактором в решении данного вопроса выступает процесс подготовки кадров.



В ходе работы в рамках данного вопроса, нами были изучены труды таких исследователей, как В.Г.Бочарова [1], Г.А.Воронина, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьянова, Н.Ю.Клименко, Ф.А.Мустаева [4], М.В.Шакурова, П.А.Шептенко и др. Вопросы профессионального становления будущего специалиста освещены в трудах исследованиях О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Н.В.Кузьминой, А.И.Пискунова, В.А.Сластенина и др. В трудах А.Н.Борисовой, А.А.Вербицкого, А.А.Орлова и др. представлено обоснование путей совершенствования педагогического процесса в условиях высшей профессиональной школы. Исследования Е.А.Аркина, В.П.Дубровой, И.Ю.Ерофеевой, Е.П.Милашевич, Н.И.Пинчук были нами рассмотрены в направлении формирования профессиональных умений у студентов факультетов дошкольного воспитания. Несомненный интерес в рамках выбранной нами темы представляют положения психологических теорий деятельностного и личностного подходов, общения и отношений личности; теоретико-методологические основы подготовки специалистов в педагогических вузах, оптимизации процесса обучения, направлений совершенствования высшего педагогического образования.



Таким образом, мы считаем, что проведенный нами теоретический анализ позволяет обосновать актуальность и востребованность в теории и практике рассматриваемого нами предмета исследования и сформулировать следующие выводы:



— социально-педагогическая компетентность — это совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться и адаптироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности на основе максимального использования, как своих личностных особенностей, так и потенциала профессиональной микросреды, общества;



— в процессе развития социально-педагогической компетентности приоритетное значение имеют годы обучения в ВУЗе, когда закладываются основы смыслового образования, творческого отношения к будущей профессиональной деятельности»[5].



 



Литература

  1. Бочарова В.Г., Клименко Н.Ю. Непрерывное социально-педагогическое образование в системе профессиональной подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие / В.Г.Бочарова, Н.Ю.Клименко. — М., 2002. — 170с.
  2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов / М.П.Гурьянова. — Минск: Амалфея, 2000. — 448с.
  3. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество: Сб. н.-метод. материалов /М.П.Гурьянова; Под ред. М.Р. Леонтьевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С.7-64.
  4. Мустаева Ф.А. Интеграция школы с социальной средой / Ф.А.Мустаева // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. — М.-Тула, 1993. — Т. 1. — С.368-371.
  5. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-socialno-pedagogicheskoj-kompetentnosti-vospitatelej-selskih-doshkolnyh.html
  6. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

References

  1. Bocharova, V., Klimenko, N. (2002). Ongoing social and pedagogical education in the system of vocational training of specialists: a handbook. Moscow.
  2. Guryanova, M. (2000). Rural school and social pedagogics. A handbook for teachers. Minsk: Amalfea.
  3. Guryanova, M. (2000). Rural school and society. Moscow: Humanitarian Publishing Center VLADOS.
  4. Mustayeva, F. (1993). Integration of school with social environment. In Theory and practice of social work. Domestic and foreign experience. Volume 1. (pp.368-371). Moscow-Tula.
  5. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-socialno-pedagogicheskoj-kompetentnosti-vospitatelej-selskih-doshkolnyh.html
  6. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/