Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность детей; развивает способности, вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Ф. Фребель. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».
Первый дар – шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух – трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.
Второй дар – деревянный шар, цилиндр и куб – предназначался для детей трех-четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.
Третий, четвертый дар – для детей старше четырех лет – деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.
Пятый дар – это 27 кубиков, причем 21 – цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.
Шестой дар – 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 – целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода) [5].
Актуальность проблемы определила тему нашей работы. Цель работы: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством развивающих игр «Дары Фребеля».
Практическая значимость данной работы состоит в том, что структура и содержание игрового набора разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте на основе этнопедагогических основ воспитания дошкольников.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Работа по формированию познавательной активности детей через развивающие игры «Дары Фребеля» строится на принципах реализации ведущей игровой деятельности, личностно-ориентированного подхода, активной игры, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач, способствующих развитию самостоятельности, инициативы, творчества, креативности, результативности.
Используются игровой, наглядный, практический методы. Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
«Дары Фребеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Большинство игр, предлагаемых для использования при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» — это сюжетно-ролевые, подвижные или малоподвижные игры. Классификация игр разработана по принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, где основой является круглогодичный национальный календарь народа саха.
Классификация игр Таблица 1
Темы по месяцам | Традиции детского сада | Направление игр | Наименование игр |
Сентябрь “Улуу Суорун”. | Посвящение в воспитанники детского сада.
|
Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира. | «Одного поля ягоды».
|
Октябрь “Хотой Айыы”. | День Матери. | Формирование представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
|
“Пир на весь мир”.
|
Ноябрь “Байанай ыйа”. | Выставки поделок из природных материалов, фотовыставка “А5ам байанай”, соревнования отцов и сыновей. | Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира. | «Морские обитатели».
|
Декабрь «Билгэ Хаан».
|
Мастерская “ЭЬээ Дьыл” – оформление детского сада, участка по мотивам сказок. | Формирование познавательных действий, становление сознания.
|
«Украшаем елку».
|
Январь «Танха Хаан». | Старый Новый год. | Развитие воображения и творческой активности.
|
«Королевство кривых зеркал».
|
Февраль «Одун Хаан».
|
Декада якутского языка и письменности. | Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, | «Гербы и флаги».
|
Март «Дьѳhѳгѳй Айыы». | Конкурс талантов для девочек. | Развитие воображения и творческой активности.
|
«Капризная принцесса».
|
Апрель «Айыы-hыт Хотун». | — Декада здорового образа жизни;
|
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
|
«Аптека».
|
Май «Иэйэхсит ыйа». | — Мероприятия, приуроченные к Дню Победы;
|
Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира.
|
«День Победы».
|
Таким образом, работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Литература
- Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника/А.В.Запорожец. — М., 2006.
- Карпова, Ю.В., Кожевникова, В.В., Соколова, А.А.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
- Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г.С. Мотивация познавательной деятельности/Ю.Н.Кулюткин. — СПб., 2002.
References
- Zaporozhets A.V. Game and development of the child. Psychology and pedagogy of the game preschooler. M., 2006.
- Karpova V. V., Kozhevnikova V., Sokolova A. A.: set of methodical manuals for work with the game set of «Fröbel». «The use of the game set «gifts of Frebel»in preschool education in accordance with the GEF to».
- Kulyutkin Yu. N., Suhovskaya G. S. Motivation of cognitive activity. SPb., 2002.
©А.М. Кубарова, Л.В. Николаева