ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1 июня 3:52
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий современный человек затрудняется в построении самостоятельных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Уровень развития связной устной речи у младших школьников достаточно низок. В начальную школу поступает много детей из неполных, асоциальных семей, где родители мало времени уделяют воспитанию детей и тем более развитию их речи. Ситуацию обостряет то, что в республике Саха (Якутия) много семей, где родители говорят друг с другом на двух разных языках.



Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с.456]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.



В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;  название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».



Таким образом, под связной устной речью понимается развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, в процессе которого иногда используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты.



При обучении связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашения и др., другими словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.



У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).



Учитывая особенности возраста учеников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. Таким образом, в последнее время стало актуально использование учителями начальных классов новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук, которое расширяет знания и представления об окружающем, развивает мыслительные процессы, мелкую моторику, пространственную ориентировку, речевое творчество. Практика работы с детьми младшего школьного возраста и требования ФГОС НОО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи младших школьников.



Экспериментальная работа по развитию связной устной речи проводилась на базе МОБУ Маганской СОШ городского округа «город Якутск». В эксперименте приняли участие 16 учащихся 2 «б» класса, из них 7 мальчиков и 10 девочек. Определить исходный уровень развития связной устной речи учащихся можно по следующим методикам: методика исследования связной речи у младших школьников Фотековой Т.А. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (4 картинки). Учащимся нужно разложить картинки по порядку и составить рассказ.С первым заданием учащиеся справились, показали умение работать с наглядностью. Высокий уровень показали 75% обучающихся, средний уровень – 19%, низкий – 6%.



Пересказ прослушанного текста. Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать». Пересказали прослушанный текст на достаточно высоком уровне 19%, 31% на среднем уровне и 50% на низком уровне.



Методика Р. С. Немова «Определение активного словарного запаса младшего школьника». Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке (приложение). Очень высокий уровень – 0%, высокий уровень – 0%, средний уровень – 94%, низкий – 6%.  На основе программы внеурочной деятельности «Секреты речи» Ахмеджановой Сании Исматулловны нами была разработана программа кружка «Шкатулка волшебной речи».



Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.



Перед тем, как провести второй срез исследования, мы провели два занятия на тему: «Моя семья», «Мой друг. Моя подруга» из разработанной нами программы. Учащиеся заранее подготовили презентацию и выступали перед аудиторией, рассказывая о семейных традициях и о членах семьи (повествование). На втором занятии, мы дали понятие о функционально-смысловом типе текста (описание). Затем учащимся было дано задание нарисовать портрет друга или подруги и описать его устно.



В итоге второго исследования, обучающиеся показали следующие результаты. Младшие школьники улучшили свои результаты.  Если высокий уровень в первом срезе показали 75% учащихся, то сейчас высокий уровень у  обучающихся 93%, средний уровень – 7%, низкий – 0%. Пересказали прослушанный текст на достаточно высоком уровне 68%, 25% на среднем уровне и 6% на низком уровне. Методика «Активный словарный запас»: очень высокий уровень – 0%, высокий уровень – 18%, средний уровень – 56%, низкий – 0%.



Анализ эксперимента показал следующие выводы: В основном, связная устная речь учащихся соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья. Однако, встречаются следующие ошибки: неправильно воспроизводят причинно-следственную связь, допускают незначительное искажение ситуации, выпадение смысловых звеньев при составлении рассказа. Встречаются следующие речевые ошибки: тавтология, плеоназмы, ошибки в ударении; артикуляционные нарушения есть у одного учащегося.



По результатам работы можно сделать вывод, что связная устная речь у младших школьников недостаточно хорошо развита. Многие ученики не могли пересказать текст без помощи взрослого. Активный словарь беден и состоит в основном из глаголов и существительных.                  С целью развития речи учащихся, мы разработали программу кружка «Волшебная шкатулка речи», которая направлена на развитие связной устной речи младших школьников.



После проведенных занятий, второй срез исследования показал качественные улучшения результатов. Если в первом срезе исследования обучающиеся в основном использовали существительные и глаголы, то во втором срезе, они стали употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степени, причастия, наречия, также улучшилась синтаксическая конструкция языка. Стали употреблять сложные предложения, вводные конструкции, однородные члены предложения.



Следовательно, мы приходим к выводу, что внеурочная деятельность по развитию связной устной речи необходима. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.



 



Литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 2008. 720 с.
  2. Ситникова О.Л. Лэпбук как средство развития связной речи у детей 2017. URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1949989-pagehtml (дата обращения: 04.06.2017)
  3. Фотекова Т.А. Методика диагностики устной речи младших школьников. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy (дата обращения: 04.06.2014)
  4. Немов Р.С. Методика «Определение активного словарнорго запаса» URL: http://azps.ru/tests/pozn/activslovar.html

References

  1. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. SPb .: Peter Com., 2008. 720 p.
  2. Sitnikova O.L. Lapbuk as a means of developing coherent speech in children 2017. URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1949989-page4.html (date of the application: 04.06.2017)
  3. FotekovaA. Methods for diagnosing oral speech of younger schoolchildren. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy (date of the application: 04.06.2014)
  4. Nemov R.S. Methodology “Determination of the active vocabulary of the reserve”. URL: http://azps.ru/tests/pozn/activslovar.html


© Т.А. Шергина, В.С. Степанова, 2018