ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

26 октября 3:41
Что такое ЦОР – это цифровые образовательные ресурсы. ЦОРы помогают решать ряд педагогических задач:

  • Формирование определённых учебных умений и навыков (использование тренажеров)
  • Обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала (использование презентаций)
  • Реализация деятельностного подхода (активное взаимодействие школьников с учебным материалом через выполнение электронных заданий)
  • Повышение интенсивности и эффективности урока (использование плакатов, словарей, упражнений, интерактивных тестов)


Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это, с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении. Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЦОР.



Применяю на уроках ЦОРы в разных формах. Одна из простых форм — сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте. Сложная, но единственно возможная, как я считаю (если мы хотим добиться изменений в качестве образования) форма применения ЦОРов — использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЦОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока:



ЦОР для актуализации знаний



 

  • Электронные тесты
  • ЦОР


 



 



ЦОР на этапе объяснения нового материала.



В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:



 

  • Электронные учебники;
  • Мультимедийные презентации;
  • Учебные видеофильмы.


 



ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.



При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.



ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.



 

  • Проектная деятельность
  • Программы тренажёры.
  • Для аттестации учащихся использую, как традиционную форму, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов).


ЦОР для подготовки домашнего задания

  • Творческие задания
  • Рефераты, доклады
  • Презентации
  • Самообучение


При планировании я стараюсь определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся.



ЦОРы формируют новые умения и навыки, поэтому нельзя рассматривать их только как новые образовательные возможности. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.



 



Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.



Плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе.



Формирование ИКТ — компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.



Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как:



— развитие коммуникационных компетенций у всех школьников;



— сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества;



— обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники;



— включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.



В настоящее время главной задачей учителей, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках — достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.



Таким образом, использования ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.



 



Литература

  1. Корнилов Ю.В. Реализация технологии смешанного обучения как эффективное взаимодействие участников образовательного процесса Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Ю.В. Корнилов, М.А. Сорочинский // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2015. С. 150-154.
  2. Сорочинский М. А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения/ М.А. Сорочинский // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 274–278.
  3. Преподавание информатики в 5-7 классах /Л.Л.Босова. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. -342с.: ил.
  4. gramota.ru

References

  1. Kornilov Yu. V. Implementation of blended learning as an effective interaction of participants of educational process E-learning at the University and in school / U. V. Kornilov, M. A. Sorochinskaya // materials of the international network of scientific-practical conference. – SPb.: Asterion, 2015. P. 150-154.
  2. Sorochinskiy M. A. Psychological and pedagogical features of using e-learning/ M. A. Sorochinskaiy // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2017. — Vol. 6. — P. 274-278.
  3. Teaching computer science in grades 5-7 / L. Bosova. — M.: Binom. Laboratory of knowledge, 2009. — 342s. : Il.
  4. www.gramota.ru


© М.П. Слепцова, И.Н. Бурнашев, 2018