Дошкольное детство – важный период становления личности маленького человека. Закладываются нравственные основы гражданских качеств. Если взять крылатую цитату Л.С.Лихачева, что «любовь
к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду…» то, что мир ребенка начинается с его семьи.
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д. Известно, что
в разные исторические эпохи сущность этого понятия «патриотизм» определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.
Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от греческого — земляк) — как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи». Однако, учитывая историко-временную специфику и ее влияние на значение отдельных слов в языке, мы должны констатировать, что во многих работах педагогов и общественных деятелей, особенно XVIII века, когда происходит оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» служили синонимами [2].
Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский,
П.Ф. Каптерев, H.A. Корф, Л.Н. Толстой и др. [3]
Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы
К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву», — писал он [3. С. 78]. Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык
и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России.
И вновь можно говорить о смещении акцентов в понимании сущности патриотизма, адекватности тех или иных способов его формирования
у подрастающего поколения в связи с общественной ситуацией.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, в фольклорных и классических произведениях. «Великим педагогом» называл К.Д. Ушинский родной язык, подчеркивая, что «не условным звукам только учится ребенок…но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [3. С. 543].
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте.
Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем детском саду мы разработали проект «Патриотическое воспитание дошкольников», которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств, основным источником стали этнопедагогические воззрения Неустроева Бориса Федоровича – МандарУус «Уhуйуу». Уhуйуу ненавязчиво заключается
в образовательной, игровой, трудовой деятельности детей, тьютором становится воспитатель.
Проект «охватывает три блока:
- «Моя семья»
- «Мой родной поселок»
- «Моя родина –Россия»
В первом блоке «Моя семья» должны быть сформулированы у детей любовь к родителям – матери и отцу, близким людям. Детям среднего возраста незнакомы некоторые понятия, как «семья», «уважение», «гостеприимство» и др. Эти понятия легче объяснять в игре «Моя семья», где я вместе играю с ними и исполняю роль бабушки.
Начиная со старшей группы, ведется совместная работа с родителями и детьми. Рисуем о семье, говорим о профессиях родителей, дедушек и бабушек. Им предлагаю такие задания: «Генеалогическое древо моей семьи», «Традиции моей семьи», «Наша любимая собака (кошка)». Такие задания позволяют родителям и детям провести время вместе, вместе узнавать новые страницы жизни семьи. Этот блок проекта помогает воспитывать патриотические чувства, как любовь, гордость, уважение к каждому члену семьи.
Во втором блоке «Мой родной поселок» включает знание названий поселка, улицы, где живет ребенок. Внимание дошкольников старшей и подготовительной группы нужно привлечь к объектам поселка (например, администрация, школа, детсад, почта, магазин, больница и др.). Дети должны знать и рассказать об их назначении. Я провела заочную экскурсию в форме презентации по объектам поселка. Потом по заданию дети рисовали объекты, где работают их родители. На защите, к моему удивлению, дети рассказали очень многое об объекте и о работе своих родителей. В каждом выступлении детей слышится гордость профессией родителей, о своем поселке.
В нашем поселке имеются много исторических и достопримечательных мест, памятников, занимаются народные мастера-кузнецы. Все это отражается в проекте, нами составлен конспект экскурсии – презентации «Музей усадьба пяти братьев Малгиных». Мы рассказываем о Матери, которая потеряла пять сыновей на Великой Отечественной войне. Ее сыновья погибли за наше счастливое детство.
Наши воспитанники активно участвуют в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Свеча Памяти», «Безымянный полк».
Каждый дошкольник должен знать о своем поселке и улусе. Составили конспект «Таттинский улус», где ознакомили детей подготовительной группы символами улуса (флаг, герб, гимн, глава улуса).
Третий блок «Моя родина – Татта». Этот блок начинается с показа иллюстраций, картин, фотографий о природе родного края. Дети среднего возраста совершают прогулку в природе, знакомятся с окружающим миром. Старшая группа познает карту нашего улуса, перечисляют населенные пункты. Подготовительная группа уже должен знать значение флага, герба, гимна, Главу улуса. Этот блок направлен на развитие познавательной активности детей, формирование системного представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нем. Интеграция патриотического воспитания сформулирует активную жизненную позицию, чувство гордости и верности своей малой родине.
Литература
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. — Москва.: Педагогика, 1990. — 603 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века./ — Москва.: Педагогика, 1976. — 600 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Учпедгиз, 1954. — Т.1. — 638 е.; Т.2. — 734 с.
- Интернет ресурс — https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/05/tvorcheskaya-rabota-patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego
References
- The anthology of a pedagogical thought of Russia of the second half XIX — the beginnings of the 20th centuries / Sost. P.A. Lebedev. — Moscow.: Pedagogics, 1990. — 603 pages.
- Sketches of history of school and pedagogical thought of the people of the USSR. Second half of the 19th century. / — Moscow.: Pedagogics, 1976. — 600 pages.
- Ushinsky K. D. Chosen pedagogical compositions: In 2 t. — M.: Uchpedgiz, 1954. — T.1. — 638 е.; T.2. — 734 pages.
- Интернет ресурс — https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/05/tvorcheskaya-rabota-patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego