Учение Айыы, т.е. небесных божеств в Олонхо – это суть и источник народного воспитания. В какое-то время это было стихийное воспитание, а потом формировались определенные правила как результат эмпирического опыта воспитания народа саха. В этом отношении следует оговориться о том, что мы во многом обязаны великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому в том, что именно он впервые выдвинул идею народности воспитания. Воинственно выступал против искусственного насаждения иностранной культуры и системы воспитания в России. Настаивал на том, что молодежь надо воспитывать на исторических традициях развития родного народа, его языка и культуры. Знаменательно то, что идея народности воспитания Ушинского очень быстро и творчески была подхвачена передовой интеллигенцией национальных окраин России; было положено начало отрасли педагогической науки – этнопедагогики, изучающей и обобщающей опыт народного воспитания тех или иных народов. В частности, он писал: «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания… Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам» (2, с.283-284).
Олонхо – это древнее творение народа на протяжении тысячелетий, это выработанный из поколения в поколение своего рода кодекс, идеал существования человека в земной жизни. Закономерно и то, что этнические особенности народного воспитания обусловлены самобытной жизнью и деятельностью народа саха, его своеобразной духовной и материальной культурой.
Человек Айыы – в Олонхо представляется как идеал самосовершенствования настоящего человека – обитателя срединного Мира. Положительные герои Олонхо – именно такие люди. Например, герой Олонхо «Нюргун Боотур стремительный» Юрюнг Уолан является эталоном настоящего человека, достойного прекрасной жизни на этой священной планете – Земля. В его образе была разработана и внедрена в практику работы национальных школ республики учителем-новатором А.А. Нестеровым программа «Юрюнг Уолан» для мальчиков и юношей. Соответственно, для девочек также уже работает программа «Айыы-Куо». Разработаны и включены в учебный план и такие предметы, как «Национальная культура», «Уроки предков», «Окружающий мир» и другие.
В годы перестройки, т.е. в 90-ые годы ХХ в. начался активный процесс возрождения национальных регионов России, в том числе Республики Саха (Якутия). Дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие основывалось на прогрессивных традициях самобытной материальной и духовной культуры народа саха.
Всемирно-историческое значение имеет провозглашение ЮНЕСКО в 2006 г. героического эпоса Олонхо народа саха Шедевром Устного и Нематериального культурного наследия человечества. Это возлагает большую ответственнсоть за возрождение, сохранение и дальнейшее развитие исторического наследия – Олонхо в современных условиях. Так, сотрудники НИИ национальных школ РС(Я) разработали Концепцию «Педагогика Олонхо», целью которой является воспитание подрастающего поколения в духе современности на основе всеобъемлющих жизненных идей Олонхо, традиций народного воспитания. Определена структура и содержание понятия «Педагогика Олонхо», как системы традиционного воспитания народа саха. Концепция предполагает следующие примерные направления реализации «Педагогики Олонхо» в жизнь: внедрение философии Олонхо в учебный процесс, Олонхо и воспитание детей, идеи Олонхо в культуре других народов, Олонхо социума (3, с. 13).
Заслуживает внимания положение о том, что воспитание детей в духе идей Олонхо начинается с ранних лет, уже с дошкольного возраста. Эта мысль прослеживается в статьях современных педагогов-исследователей (Чехордуна Е.П., Ефимова Д.Г., Аммосова В.В., Поликарпова Е.М., Баишева М.И., Беляева А.И., Неустроева П.В., Попова Р.Е., Монастырева С.А., Иванова М.А., Васильев С., Семенова Л.Н., Михайлова Д.Д., Колмогорова А.В., Коношевская А.З.), освещающих Концепцию «Педагогика Олонхо» в свете опыта воспитателей детских садов (1, с. 66).
Приобщение детей к удивительно богатому и творческому Миру Олонхо начинается с энтузиазма талантливых педагогов, певцов-импровизаторов, олонхосутов, мастеров исполнительного искусства, которые обладают особым подходом и умением в пробуждении у них интереса, склонности, природных задатков и увлеченности в системе массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы. В статье Г. Поповой – Санаайа «О5о олонхото» прослеживается сложный и тонкий процесс приучения детей к искусству исполнения Олонхо (3, с. 19-28). Речь идет о большом республиканском мероприятии – 7-ом смотре (фестивале) детей-исполнителей Олонхо, проведенном в с. Күүкэй Сунтарского улуса. Комиссия по подведению итогов смотра, глубоко и всесторонне анализируя творческое мастерство как детей-исполнителей, так и воспитателей-наставников, приходит интересным результатам. В частности, особо отмечается, что из года в год наблюдается устойчивый интерес школьников к Олонхо, их стремление к исполнительскому мастерству, творческой самодеятельности. Например, Львова Саргы, Харлампьева Сардаана, Григорьева Анжелика (Сунтарский улус), Торотоева Саргылаана (Вилюйский улус), Борисов Юра (Амгинский улус) и другие показали образцы импровизаторского искусства, т.е. сами сходу сочиняли сюжеты Олонхо, что является характерным достоинством знаменитых якутских олонхосутов.
Высказывается мысль о том, что следует тщательно изучать методику, технологию приучения учащихся к мастерству исполнения Олонхо и импровизации. Это своего рода проявление исключительного таланта и опыта отдельных педагогов, наставников, мастеров-импровизаторов. Эти люди часто обладают природным даром, секретами мастерства. Следует иметь ввиду, что с годами их становится все меньше. Дело в том, что у знаменитых мастеров якутского ремесла есть такая традиция: сохранять в строгом секрете технологию изготовления того или иного изделия. Видимо, это связано с тем, что редкий товар — источник дохода. Далее, это наследственная реликвия той или иной фамилии. Имеются факты, когда некоторые мастера, умирая, уводят с собой эти секреты по разным причинам.
Возможно, во избежание таких ситуаций и воспитания нового поколения последователей мастеров исполнения Олонхо нужно в каком-то центре иметь эталон описания этой технологии или секретной методики в лице самого автора или исследователя.
Часто ребята в своих исследованиях делают самостоятельные оригинальные выводы, которые приводят к новым мыслям и идеям, требующим дальнейшего изучения. Например, Готовцева Настя (Усть-Алданский улус, руководитель – Троева В.И.) утверждает мысль о том, что каким-то чудом Батагайские олонхосуты все вернулись по окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с победой живыми и невредимыми. Верховцев Айан (Мегино-Каегаласский улус, руководитель – Тарабукина Д.Е.) установил, что в Олонхо А. Уваровского «Эр со5отох» во многом использовались числа 3,7,9. А что означают эти числа ? – это вопрос уже другого исследования.
Следует подчеркнуть, что продолжается хорошая традиция – организация из года в год фестиваля смотра-конкурса детей-исполнителей Олонхо, их творческих работ. Анализ и обобщение опыта их воспитателей и наставников.
Таким образом, «Педагогика Олонхо» ждет своих исследователей. В данное время в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) имеются несколько десятков экспериментальных площадок республиканского и федерального статуса.
На современном этапе как никогда актуализируются слова академика РАО, основателя этнопедагогики как отрасли педагогической науки Г.Н. Волкова о том, что «…Олонхо самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа. Если, по словам Платона, Гомер воспитал Элладу, то Олонхо воспитал народ страны саха…» (4, с. 20).
Литература
- О5о уонна олонхо. (Сост. Ефимова Д.Г.). — Дьокуускай, НИИ НШ РС(Я), 2006. – 66 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: изд-во «Просвещение», 1968. – 556 с.
- Олонхо – сайдыы тирэ5э. (Сост. Чехордуна Е.П.). Дьокуускай, НИИ НШ РС(Я), 2004. – 42 с.
- Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды. Якутск: Кудук, 1998. – 76 с.
References
- Efimova D.G. (ed.). Child and Olonkho. — Research Institute of national schools of the Republic of Sakha (Yakutia), 2006. — 66 p.
- Ushinsky K.D. Selected pedagogical works. — «Prosveshenie», 1968. — 556 p.
- Chekhoruna E.P. (ed.). Olonkho — development fundamentals. — Research Institute of national schools of the Republic of Sakha (Yakutia), 2004. — 42 p.
- Volkov G.N. Yakut ethno-pedagogical studies. — Kuduk, 1998. — 76 p.