ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

30 января 9:32
Актуальность данной работы состоит в том, на сегодняшний день многими людьми забыто, что такое «сказка», и какую роль она играет. Многие уверены в том, что сказка — это всего лишь развлечение, пустое времяпрепровождение и даже не догадываются о том, какую важность для детей она несет в себе. В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов.



Без идеалов человеку не понять, «где и зачем» он очутился, куда ему двигаться дальше, идут ли другие люди той же дорого, есть ли такие цели в жизни, для достижения которых не жаль трудов. Когда человек недостоин выпавшего на его долю счастья, оно становится фактором очень быстрого морального разложения личности. Совместная жизнь людей протекает в определенных социальных условиях, которые могу быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые отношения способствуют тому, что общество в большей степени опирается на мораль [1, с. 11].



Оставаясь только логической абстракцией, идеал напоминает сказочного героя, который наделен гигантской мощью, но не может ее применить, так как оторван от благотворного влияния жизненных сил. И лишь когда некто соединит эту дремлющую силу с живительными соками природы, тогда великан просыпается и готов верой и правдой служить своему народу. Нечто подобное происходит с нравственным идеалом. Он должен быть одухотворен человеческой активностью, благодаря которой моральная идея обретает черты, конкретного представления родственному умонастроению и душевному поиску каждого из нас. Человек наделяет свой идеал собственной мерой душевного тепла, видит в нем такое средство самовыражения себя, которое одновременно возвышает его над самим собой, над своим эмпирическим «Я». Только в этом случае идеал будет играть незаменимую роль в формировании личности и в поиске такого состояния общественной жизни, которое способствовало бы возвышению человеческой природы [2, с. 18].



В теоретических концепциях таких известных ученых – педагогов, как: И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, Н. В. Новиков, В. Я. Пропп, В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, проводилось психолого-педагогическое осмысление этой актуальной темы.



Правильное формирование представлений об идеале у учащихся младшего школьного возраста играет огромную роль не только в образовательном процессе, но и в развитии внутреннего мира ребенка как личности.



В исследовании приняли участие 38 учащихся 4 «В» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутск, из них мальчиков- 21, а девочек – 17.



Для исследования мы использовали метод наблюдения, анкетирования, чтения и беседы с учащимися о волшебной сказке, опрос.



В ходе наблюдения были получены следующие результаты:



Мы выделили три уровня чтения сказок: низкий, средний, высокий. На низком уровне развития находилось — 31% учеников, на среднем уровнем — 62%, на высшем уровне – 8%. Младшие школьники, относящиеся к низкому уровню, не проявляли инициативу и самостоятельность в выполнении заданий, теряли интерес при затруднениях, не задавали вопросов и не отвечали на них. А учащиеся среднего уровня работали самостоятельно, но на вопросы о любимых писателях и книгах не смогли ответить, но при этом стараются выполнять работу до конца. К высокому уровню познавательной деятельности мы отнесли детей, которые выполняли задания самостоятельно; проявляли упорство и настойчивость в достижении результата; без затруднений вписывали своих любимых писателей и книги; были довольны своей выполненной работы.

  1. Проведя беседы с учениками, мы выявили, что примерно такой же процент детей, указанный в результатах анкеты, заинтересованы в чтении и в размышлениях о волшебной сказке «Летучий корабль». Дети, у которых низкий процент заинтересованности, не слушали аудиокнигу, не следили за текстом, плохо читали по цепочке. По результатам беседы можно сказать, что большая часть учащихся заинтересованы в чтении сказок.
  2. Мы провели опрос на идеалы младших школьников, которые выявлялись путем анализа результатов детей о предпочитаемых качествах героя. Мы полагаем, что сказочный герой может стать примером для подражания, идеалом ребенка, так как если ребенок предпочитает определенного персонажа, значит, он обладает определенными качествами, чертами, которые нравятся ребенку, и, возможно, в которых он хотел бы быть на него похожим. В ответах детей можно было найти такие качества героев, как: доброта, честность, злость, жадность, щедрость, скромность и т.д. В результате у нас получились такие данные: 30% детей предпочитают положительных героев за их такие качества, как: доброта, честность и ловкость. 50% за мужественность и храбрость, остальные за щедрость. 80% детей не любят отрицательных героев, потому что они злые и не хотят никому помогать, остальные за жадность, леность и грубость. Хотелось бы отметить, что личностные качества имеют разное значение для мальчиков и девочек. Девочки больше ценят доброту, красоту и честность. Мальчики же выбирают храбрость, смелость, находчивость, отвагу и ценят хорошего друга.


Именно в младшем школьном возрасте происходят изменения в развитии эстетического восприятия. Оно требует, чтобы воспринимающий сказку слушатель или читатель мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития. Так, мы выявили, что познавательный интерес у младших школьников данного класса в среднем соответствует уровню среднего развития интереса к чтению. Но при этом же все же существует уровень низкой начитанности. Поэтому детям, относящимся к низкому уровню, следует уделять немного больше времени. Следует проводить разные беседы и мероприятия для увеличения уровня начитанности во всем классе.



 



Литература

  1. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования — М.: Издатель ский центр «Академия», 2014. — 352 с.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. 2008. – №4 С. 34-35

References:

  1. Gritsenko Z. A. Literary education of preschoolers: a textbook for students. institutions higher. prof. Education — Moscow: Publishing Center Academy «, 2014. — 352 p.
  2. Vachkov I.V. Fairy tale therapy in the work of a child psychologist / I.V. Vachkov // Modern Preschool Education. — №4 P. 34-35


© Т.А. Шергина, Л.А. Оросина, 2018