Когда маленький ребенок рисует палочкой на земле или карандашом на бумаге какие-нибудь линии и черточки, и вдруг из этих черточек получается солнышко или домик, это вызывает бурный восторг. С этого момента ребенок начинает рисовать сознательно, пытаться изобразить то, что он видит или о чем слышит. Теперь можно показывать ребенку несложные приемы рисования. По мнению психологов, у ребенка такая деятельность стимулирует развитие свободы мысли, воображения.
Одним из эффективных средств развития творческого воображения младших школьников является нетрадиционная техника рисования, т.е. техника, дающая возможность создания рисунка изобразительными материалами и средствами отличными от традиционных кисти и карандаша. Опыт работы образовательных организаций республики показывает высокий интерес педагогов, детей к данной технике и желание активного внедрения ее в практику работы детских садов и в системе начального общего образования.
На наш взгляд, наиболее эффективна и результативна работа по нетрадиционной технике рисования с детьми младшего школьного возраста, что обусловлено следующими особенностями данного возраста. Этот возраст является благоприятным для развития любознательности, формирования способности к поиску новых идей, к переключению с одной идеи на другую, а также для развития потребности в активной деятельности. Эти качества крайне необходимы для формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте наблюдаются развитие восприятия, памяти, воображения, всех психических познавательных процессов. Дети младшего школьного возраста самостоятельны, активны, инициативны. Для них характерна направленность на результат деятельности.
Л.С. Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения:
- Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего личного опыта человека. Всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт – богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
- Можно представить и то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.
- Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазирования влияет на наши чувства [2, с. 14].
Основной формой обучения детей нетрадиционной технике рисования являлись занятия на кружке «Золотая кисть». Здесь мы осуществляли систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Цель кружка – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия и анализировалась работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия — важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится; во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается [6, с. 18].
Развивая интерес к занятию, предоставляли детям, как можно больше самостоятельности, помогая в выполнении поставленных задач. Мы не ставили задачу точно повторить образец, а с его помощью стремились вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.
Свою работу по обучению нетрадиционной технике рисования строили на следующих принципах:
— от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
— принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно — образная память, чем словесно — логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление;
— принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка;
— связь обучения с жизнью.
Кроме этого, проводились художественные игры. Художественная игра детей – это всегда целостное, режиссированное с педагогом действо, имеющее свою структуру [3, с. 21]. Цель художественной игры – развитие возможности полноценно эстетически воспринимать, что предполагает способность мыслить, чувствуя.
Для того чтобы войти в игровую ситуацию, мы придумывали сюжет. Это могла быть сказочная история или путешествие, в котором понятие становится событием, лично значимых для ребенка. В игре ребенок принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным персонажем, учится понимать его мысли и чувства; вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробирается в лес и др.).
Проведенные нами художественные игры всегда заканчивались выполнением творческого задания с использованием различных технических средств для реализации фантазий и замыслов ребенка: дорисовывание, моделирование, коллажирование, создание различных отпечатков, рисование пальцами, кляксография, выдувание, веревочные узоры и др.
Метод «эмоциональной настройки» необходим на занятиях с младшими школьниками, так как именно эмоциональная окраска взаимодействия педагога с детьми в значительной степени определяет эффективность и результативность занятий. Как правило, он выражается в создании преподавателем благоприятной психологической обстановки на занятиях в рамках педагогического пространства, которое способствует интеллектуальному, психологическому и эмоциональному сотрудничеству педагога и детей. Особенно это важно при развитии положительных эмоций школьников уже в процессе самого занятия. Для этого настроения преподаватель применяет как словесные методы и приемы, так и пример личного позитивного эмоционального состояния и поведения [5, с. 63].
Таким образом, нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения первоклассников воспринимается как учителями, так и детьми самым интересным и эффективным способом. Ребенку предоставляется свобода мысли и деятельности. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем богаче его фантазия и воображение. Авторы достигли на основе деятельности кружка «Золотая кисть» целенаправленного и систематического формирования у первоклассников творческого воображения. Сложилась непрерывная технологическая система педагогического воздействия на детей: цель-задачи-создание условий — принципы организации-деятельность детей-анализ результатов-обобщение. Особенно действенны и результативны такие методы, как «эмоциональный настрой», «размышление об изображаемом», «оживление изображаемого», которые способствуют интеллектуальному, психологическому и эмоциональному сотрудничеству педагога и детей.
Литература
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Л.С.Выготский//М. Просвещение 1991.
- Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. — М., 1988.
- Григорьев, Г.Г. Игра на занятиях изобразительной деятельности. – М., 1999.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 2005.
- Лахути, М.Д. Как научиться рисовать. – М.: «Росмэн» 2008. – 96 с.
- Селезнев, Л.С. Методика обучения инновационным техникам изображения. Учебно-методическое пособие. – М., 2006.
References
- Vygotsky L.S. Childhood imagination and creativity. – Prosveshenie, 1991.
- Wenger L.A., Mukhina V.S. Psychology. – 1988.
- Grigoriev G.G. Game in the classroom of visual activity. – 1999.
- Komarova T.S. Children in the world of creativity. — Mnemozina, 2005.
- Lakhuti M.D. How to learn to draw. – Rosman, 2008. – 96 p.
- Seleznev L.S. Methods of teaching innovative image techniques. Educational and methodical manual. – 2006.
© А.А. Филиппова, Н.Д. Неустроев, 2018