ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

8 сентября 7:48
Проблема детских взаимоотношений всегда привлекала внимание педагогов, психологов, социологов, как за рубежом, так и в России. Изучению данной проблемы посвятили свои труды ученые: И. Хоппе, Р. Пфютце, Д. Ковач, Е. Петрова, Н. Обозов и др.



В ФГОС ДО подчеркивается обеспечение полноценного развития каждого ребенка, независимо от места проживания, нации, языка.



По мнению Л.Д. Столяренко, межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия                [1, с.112]. А.В. Петровский считает, что межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения.



Огромное значение и актуальность приобретают межличностные отношения детей, если ДОО является многонациональной. Отношения в поликультурной среде – это развивающийся процесс самоопределения и проявления собственного отношения к микросоциуму в поликультурной среде. Ребенок определяет свое место в многонациональном педагогическом пространстве, непрерывно находясь в ситуации выбора.



Мы предполагаем, что формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО будет эффективно развиваться, если:



— в содержании образования ДОО будет включено изучение богатого наследия культур разных народов;



— в совместной с детьми образовательной деятельности будут учтены этнокультурная открытость и межкультурная толерантность;



— в создании предметно-развивающей среды будут представлены средства и атрибутика разных народов.



В укреплении культурных традиций, привитии детям норм адекватного поведения и духовно-нравственных ценностей, характерных для различных культур, особую роль играют педагоги дошкольных организаций.



Мы можем представить процесс формирования детских взаимоотношений как одновременное влияния педагога на личностные качества дошкольника, на его деятельность, и ненавязчивое управление его взаимоотношениями.



На первом этапе мы провели следующие диагностические методики:



— «Взаимоотношения между детьми в группе детского сада» (Г.А. Урунтаева) [2, с.136].



— «Свободное обучение» (Г.А. Урунтаева) [2, с.146].



— «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» (Г.А. Урунтаева) [2, с.139].



В результате констатирующего эксперимента нами были выявлены уровни развития межличностных отношений в условиях поликультурной среды, а также некоторые упущения по данной проблеме. Это способствовало обогащению содержания, методов и форм организации работы с детьми по формированию толерантных межличностных отношений детей в условиях поликультурного ДОО.



Активная работа начиналась с обогащения этнокультурной предметно-развивающей среды и стимулирования в группе эмоционально-благополучной атмосферы, поощрения интереса детей к совместным игровым действиям с играми и атрибутикой разных народов.



В ходе эксперимента нами были выявлены следующие особенности взаимоотношений детей в многонациональной группе:

  1. Различие языков, традиций и культур, которые помогают воспитателю обогащать социальный опыт дошкольников.
  2. Языком общения дети выбирают язык той национальности, которая представлена наибольшим количеством детей в группе. В целом в ДОО язык общения русский. Также есть небольшой процент детей, которые могут общаться только на родном армянском языке.
  3. Дети в процессе общения между собой легко переходят с одного языка на другой.
  4. Дети, как правило, знают свою национальную принадлежность, но не знают, или затрудняются в определении национальности своего сверстника.
  5. Дети отличают свои внешние особенности как представителя конкретного этноса, но затрудняются в определении самобытных достоинств представителей разных национальностей.


Из всего вышеизложенного нами был сделан вывод, что в силу своих возрастных особенностей дети данного возраста осознают свою национальную идентичность, но не различают национальную принадлежность своих сверстников.



В процессе проводимого нами исследования мы особое внимание обращаем на: рост знаний детей о тех национальностях, которые проживают в республике; организацию развлечений, праздников, игр разных народов; обогащение предметно-пространственной среды ДОО; установление содержательной преемственности с семьей.



Организация работы по разным направлениям эффективно влияет на формирование позитивных межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста в многонациональной группе детского сада.



 



Литература

  1. Столяренко А.М. Психология и педагогика; учеб. пособие для студентов вузов – 2 изд., перераб. и доп. — М. : Янита – Дана, 2008. – 527 с.
  2. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.


 



         References

  1. Stolyarenko A. M. Psychology and pedagogy; textbook. guide for students – 2nd ed., pererab. I DOP. — — M.: unity-Dana, 2008. — 527 p.
  2. Uruntaeva G. A. workshop on the psychology of the preschool child: a textbook for stud. higher. and Wednesday. PED. studies’. institutions’. — Moscow: publishing center «Academy», 2009. — 368 p.


© Е.Ф. Яковлева, М.И. Баишева, 2018