РОЛЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СВФУ)

1 февраля 5:34
В современных условиях модернизации системы высшего образования трудоустройство и адаптация выпускников на рынке труда являются важнейшими показателями успешности работы вузов в целом [1]. В целях оказания содействия трудоустройству выпускников выпускающие кафедры педагогического института традиционно взаимодействуют с Министерством образования РС(Я), образовательными учреждениями и другими заинтересованными структурами. На кафедрах проводится систематическая работа с выпускниками, кадровыми службами министерства вовлекает все заинтересованные стороны в профориентационный процесс. В комиссию по содействию в трудоустройстве выпускников входят ответственные по профориентации и кураторы выпускных курсов. Председателями и членами государственных аттестационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ привлекаются специалисты из сферы образования, ведущие педагоги республики. Представители работодателей участвуют в комплексной оценке деятельности кафедр [2, с. 44]. Наряду со многими учреждениями высшего образования, в педагогическом институте преподавателями проводится систематическая работа по повышению качества и улучшению процесса подготовки специалистов, укрепляются связи с ведущими научно-исследовательскими центрами и образовательными учреждениями России и мира.



Учетом и анализом трудоустройства выпускников СФВУ занимается сектор анализа рынка труда и мониторинга трудоустройства выпускников Управления студенческим развитием СФВУ.  Примечательным является, что в сведениях о распределении по каналам занятости выпускников ПИ СВФУ очной формы обучения в период 2010-2018 годы 100 % занятость выпускников по всем каналам. Важным элементом трудоустройства университета является заключение договоров о трудоустройстве выпускников, зачисленных и обучавшихся в рамках целевого набора и самостоятельно трудоустроившихся по специальности. Занятость по другим канал включает в себя пункт «право самостоятельного трудоустройства» (по уходу за ребенком, декретный отпуск, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья), пункт «продолжают обучение» (СПО/ВПО, магистратура, аспирантура), пункт «призвано в ряды ВС РФ [3, с.47].



В 2010-2018 годы педагогический институт по очной форме обучались и окончили 1739 дипломированных специалистов, выпускников со степенью бакалавра и магистра. Из них, обучались на бюджетной основе 1557 человек, в том числе в рамках целевого приема – 76 студентов, на коммерческой основе — 175 студентов. По окончанию обучения трудоустроено всего 1198, что составляет 71 % всех обучавшихся, из них 1159 трудоустроены по полученной специальности, направлению и профилю, что составило 97%, т.е. свою профессиональную деятельность связали с образовательными учреждения республики.



Из анализа данных видно, что ежегодно отмечается занятость выпускников по другим каналам, которая составляется по социально необходимым пунктам и в среднем за исследуемый период 29,02% выпускников пользуются этими гражданскими правами. Из общего количества занятых по другим каналам отмечается большее количество занятых по пункту «по уходу за ребенком» в среднем за данный период цифра составляет 14,84% выпускников за отчетный период. С 2013 года среди выпускников бакалавриата наблюдается тенденция продолжения обучения в магистратуре, т.е. принятия решения дальнейшего профессионального роста выпускниками. Также можно выделить пункт «призвано в ряды ВС РФ», практически ежегодно военнообязанная молодежь сразу после окончания высшего профессионального образования отправляется служить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.



Таким образом, за исследуемый период выпускники педагогического института стопроцентно трудоустраивались по окончанию обучения в вузе и большее количество из них по полученной специальности. Такие показатели достигнуты путем организации систематической вузовской профориентационной работы, включая индивидуальную работу со студентами, проводимой каждым преподавателем учебного подразделения СВФУ.



Следует отметить, что методистом ответственным по трудоустройству выпускников пединститута, профессорско-преподавательским составом выпускающих кафедр, особенно кураторами выпускных групп уделяются большое внимание в содействии и помощи выпускникам в поиске, нахождению и трудоустройству выпускников. В целях вузовской профессиональной ориентации, специально для студентов выпускных курсов проводятся встречи с учителями, работниками образовательных учреждений, соответствующих реализуемым в педагогическом институте профилям. Студентами, выпускниками посещаются факультативные курсы и семинары «Технология поиска работы», «Управление современной школой» и др. Посещение данных курсов дает уверенность в выборе профессии, поиску будущего места работы, помогает развитию навыков общения, обогащает в личностном плане. Студенты выпускных курсов, ежегодно участвуют на ярмарках по трудоустройству различных уровней. Примечательным является, что современные выпускники серьезно ориентированы в трудоустройстве по получаемой ими специальности. Создан банк данных о выпускниках педагогического института по кафедрам.



 



Литература

  1. Кожурова А.А., Павлова Е.П. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах Республики Саха (Якутия) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки., Орлов, 2016. — № 2 (71). — С. 245-249.
  2. Корнилов Д.Д. Обеспечение занятости молодежи северных районов России (на примере Республики Саха (Якутия). – диссер. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук, Москва, 1998. – 177 с.
  3. Павлова Е.П. Трудоустройство выпускников высшего учебного заведения (на примере педагогического института СВФУ). — Магистерская диссертационная работа. – Якутск, 2018. – 76 с.
  4. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) // Официальные статистические публикации ТОГС // — режим доступа: http://sakha.gks.ru

References

  1. Kozhurova A.A., Pavlova E.P. The choice of the profession of a primary school teacher by modern youth and their adaptation in the universities of the Republic of Sakha (Yakutia) // Uchenye zapiski Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences., Orlov, 2016. — № 2 (71). — p. 245-249.
  2. Kornilov D.D. Ensuring youth employment in the northern regions of Russia (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). — dissertation. On the competing academic degree. Candidate of Economics. Moscow, 1998. — 177 p.
  3. Pavlova E.P. Employment of graduates of higher educational institutions (on the example of the NEFU Pedagogical Institute). — Master thesis. — Yakutsk, 2018. — 76 p.
  4. Statistical Yearbook of the Republic of Sakha (Yakutia) // Official statistical publications of TOGS // — access mode: http://sakha.gks.ru


© Е.П. Павлова, 2018