ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

20 января 8:07
Все большее число объединений сельских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и школы объясняется кризисом сельской школы, требующий сокращение материальных, кадровых, социальных ресурсов из-за социально-экономических преобразований в обществе, что влияет как на качество образования, так и на развитие личности ребенка дошкольника и ученика начальной школы.



В статье Овчинниковой В.Е. «Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» на современном этапе развития образования, опубликованной в журнале «Современные проблемы науки и образования» говорится, что в сложившейся ситуации, можно увидеть позитивное начало: интеграция средств образовательного воздействия, путем создания целостной предметно – образовательной среды сельского комплекса «ДОУ-ШКОЛА, может служить решением данной проблемы. Исследования последних лет указывают на всё возрастающую приверженность авторов к термину «единое образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство», «экологически равновесное жизненное пространство детства», «пространство муниципального образования [1].



В 2017-18 учебном году наша школа получила новый статус «МБОУ «5-Мальжегарская средняя общеобразовательная Школа-сад имени И.П. Никифорова». Мы выделили ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулся педагогический коллектив. Это комплектование классов, обучающие программы, родительский социум, материально-технической обеспечение информационно-образовательной среды.



Для успешного решения вышеназванных проблем разработана Стратегия развития МБОУ «5-Мальжегарская средняя общеобразовательная школа имени И.П. Никифорова», которая представляет собой комплексное развитие Школы-детский сад в интересах каждого участника образовательных отношений в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и для создания условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и дошкольного образований.  Общее количество обучающихся составляет 75 человек, из них в начальной школе обучается 20 ученик, в детском саду 25 воспитанников. Педагогический коллектив школы составляет 35 педагогов (30 учителей, 3 воспитателя-педагога и 2 помощника педагога-воспитателя).  Программа развития МБОУ 5-Мальжегарская средняя общеобразовательная школа имени И.П. Никифорова, представляет собой комплексный проект, направленный на решение проблем школы, ставит задачи и предлагает образовательные и воспитательные технологии для развития учащихся. Проект нацелен также на решение проблемы организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса малокомплектной сельской «школы – детский сад».



Программа определяет общую стратегию развития школы, основные направления деятельности по её реализации, позволяет привести систему образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности, обеспечивать  целостность школьной системы,  посредством информационной   открытости  образовательного пространства школы – сада  в целях привлечения партнеров социума в лице органов сельского самоуправления, родительской общественности, улусного управления образования для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса.



Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. Закон «Об образовании» определил новый статус дошкольного образования, как обязательный уровень образования и как первую ступень общего образования.



Организация целостной предметно – образовательной среды сельского комплекса «школа-детский сад» строится на основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который говорит о необходимости   преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального образования [1]. Преемственность дошкольного и начального образования по мнению С.В. Козина предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы положительное отношение к детям, понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения [2].  На этапе завершения уровня дошкольного образования основной упор будет сделан на целевые ориентиры, представляющие социально-нормативные возрастные характеристики ребёнка, которые являются в системе общего образования связующим звеном при переходе на начальное общее образование. Деятельность Школы- детский сада на уровне начального общего образования направлена на обеспечение участия в процессе совершенствования структуры, содержания и технологии начального общего образования в рамках развития  муниципальной системы   образования:  внедрение инновационных образовательных технологий, формирование  информационно-образовательной среды дошкольного и школьного образования,  обеспечение интеллектуального развития детей путём участия в школьных и  улусных конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.   Для патриотического воспитания в школе детей открыть музей истории наслега «Потомки Государевых ямщиков». Создание и работа школьного музея, который станет центром нравственного и патриотического воспитания школьников самая   актуальная проблема на сегодняшний день. Дело, вокруг которого сплотятся родители с детьми нескольких поколений.  Подобная интеграция обогащает возможности образовательного процесса и досуга, обеспечивают взаимосвязь, объединение программ, успешно реализует преемственность между ступенями образования, повышает надёжность проектной деятельности педагогов. Такая структура как целостная образовательная среда более устойчива, а её влияния более предсказуемы и целенаправленны, в большей мере могут быть учтены и спланированы в качестве средства образовательного воздействия.



 



Литература



1.Овчинникова В.Е. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» на современном этапе развития образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)

  1. Козин С.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях: На материале школ-пансионов г. Москвы. Автореферат к.п.н. по ВАК 13.00.01, М.2013

Refrences

  1. Ovchinnikova V.E. Holistic subject-educational environment of the rural school-kindergarten complex at the present stage of development of education // Modern problems of science and education. — 2015. — № 1 (part 1)


2.Kozin S.V. Problems of continuity of preschool and primary education and upbringing in modern conditions: On the material of boarding schools in Moscow. Abstract of Ph.D. on VAK 13.00.01, M.2013



© Н.П. Осипов, О.П. Осипова, 2018