ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

9 апреля 7:31
На сегодняшний момент, трудности, сопряженные с формированием внимания у школьников, вызывают беспокойство у преподавателей, родителей, психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться и долго удерживать внимание при решении учебных задач. Возрастает число детей школьного возраста и дошкольного возраста с так называемым синдромом повышенной активности, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.



Актуальность данной статьи состоит в том, что в настоящее время проблемы развития произвольного внимания и проведения психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии внимания или по-другому называют «синдром гиперактивности», имеют большую значимость в современном мире. Внимание отражает круг интересов по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Ребенок сконцентрирован в объекте или действии только лишь тех пор, пока не ослабевает его заинтересованность к ним. Возникновение нового объекта вызывает переключение внимания, по этой причине дети крайне редко длительное время занимаются одним и тем же.          Таким образом, опираясь на то, что выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания младших школьников, нами была сформулирована проблема – каковы условия развития произвольного внимания у младших школьников в обучении.



Цель данной статьи заключается в обосновании наиболее результативных методов и приемов для развития произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении.



Данной проблемой развития внимания занимались известные отечественные исследователи, как С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн. Они отмечают, что у интеллектуально неразвитого ребенка более страдает произвольное внимание. Согласно взгляду Л.С. Выготского, главное различие между интеллектуально неразвитым ребенком и развивающимся ребенком – это в первую очередь слабость произвольного внимания [1, с. 574; 3, с. 705].



Главную причину недостаточного развития произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью специалисты усматривают в недоразвитии у них волевой сферы психики. Детям с умственной отсталостью трудно сделать волевое усилие, чтобы сосредоточиться на той или иной деятельности. Встречающиеся в учебной работе трудности умственно отсталые школьники не пытаются их преодолеть и бросают работу при первых же затруднениях. В отдельных случаях ребенка с нарушением интеллекта, наоборот, трудно отвлечь от выполняемой деятельности, он кропотливо, часами может выполнять работу. Однако, на наш взгляд, данный факт не стоит относить на счет высокого уровня произвольного внимания; здесь проявляется нарушение переключаемости внимания, его застревания.



Тем не менее, исследования показывают, что нарушения внимания наблюдаются и у детей с высоким интеллектом, которые осваивают учебный материал «на ходу», но не умеют концентрировать внимание, что так же мешает им быть успешными в учебе в соответствии с уровнем их интеллекта. И по мнению учителей-практиков таких детей ежегодно становится больше.



По мнению А.А. Осипова, произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой конкретные задачи, определенные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (влияний) как объектов внимания. Нацеленность и сосредоточенность внимания при этом зависят не от особенностей самих предметов (влияний), а от поставленной задачи и цели [6]. Для того чтобы сохранить объект концентрации, т. е. не отвлекаться, а также поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения, требуется определенное усилие воли. Это в особенности выражается при наличии в окружающей обстановке посторонних раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Выделяя эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием.



Нами было исследовано всего в среднем 20-25 детей в одном классе. Для объекта диагностики нами выбраны младшие школьники 1-2 классов с целью определения уровня сформированности произвольного внимания. Исследование показало, что проблема с произвольным вниманием имеется в среднем от 2-5 детей в первом и во втором классах. В целом нами было обследовано 108 учащихся, из них у 16 учащихся выявлены нарушения в развития произвольного внимания, что составляет 15 %. Причем нами отмечались наиболее заметные нарушения, которые влияют на успешность усвоения учебного материала.



Данные исследования показывают, что сформированность произвольного внимания проявляется в процессе учебной деятельности. В ходе наблюдения выявлено, что дети с нарушениями произвольного внимания более восприимчивы к действию окружающих людей. Проблема внимания у младшего школьника проявляется в повышенной двигательной активности, невнимательности и торопливости. Данные показатели в последствии влияют на неуспешность в учебе. Все эти показатели будут максимально снижаться в том случае, если учитель будет уделять должное внимание данной проблеме.



Для решения этой проблемы современным педагогам необходимо включать упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания. Для психологической коррекции произвольного внимания нами выбран курс декоративно-прикладного искусства. Мы считаем, что совершенствовать произвольное внимание у младших школьников можно путем занятий декоративно-прикладным искусством, которые имеют терапевтический и развивающий когнитивные процессы эффект. Именно свободная творческая собственная деятельность ребенка развивает усидчивость, внимание, терпеливость, старательность, целеустремленность, развивает мелкую моторику и общие психические процессы в целом.



Пути решения этой задачи состоит в том, чтобы младшие школьники владели знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, например: «лепки», «росписи», «аппликации», «вышивки» и «плетения». Для обучения детей декоративно-прикладному искусству нами выбраны такие виды прикладного искусства на выбор ребенка:



1) Роспись по стеклу (витраж, витражная роспись).



2) Лепка.



3) Вышивка.



4) Плетение (кружевоплетение, бисероплетение).



5) Аппликация (из цветной бумаги).



6) Поделки (из картона, бумаги, солёного теста).



Каждый вид искусства рассматривается в отдельности с целью наиболее углубленного изучения материала, но в то же время в неразрывной связи с другими видами.



Необходимое условие для дальнейшего умственного развития является сосредоточенность и организованность внимания. Процесс развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте должен протекать в привычной их обстановке т. е творческой. Такой вывод подтверждает в своих словах, советский педагог и детский писатель, В. А. Сухомлинский «дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша» [4, с. 155]. Именно занятие любимым делом, свободным творчеством, которое увлекает ребенка, сегодня способно стать тем инструментом, которое позволит ребенку научиться концентрироваться, доводить начатое до конца, получать удовлетворение от своего труда и старания, будет незаметно развивать его когнитивные мозговые функции. Именно учеба в удовольствие есть то направление, за которым есть будущее.



 



Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства //3-е издание дополненное и переработанное /Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 574 с.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Собрание сочинений: Научное наследство / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 389 с.
  3. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная. – М.: Педагогика, 2001. – 371 с.
  4. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1982. – 104 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 2012. – 705 с.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М.: Радяньска школа, 1984. – 155 с.
  7. Осипова А.А. Технология формирования произвольного внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта [https://infourok.ru/tehnologiya-formirovaniya-proizvolnogo-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-intellekta-po-aa-osipovoy-691849.html].

References

  1. Vygotsky L.S. Psychology of Art // 3rd edition, enlarged and revised / LS. – M.: Art, 1986. – 574 p.
  2. Vygotsky, L. S. [The development of higher forms of attention in childhood] / / Collected Works: Scientific Inheritance / L. S. Vygotsky. –: Pedagogy, 1984. – 389 p.
  3. Zabramnaya S. D. Developmental activities for children: Materials for independent work of students in the course “Psychological and pedagogical diagnostics and counseling” / SD. – M.: Pedagogy, 2001. – 371 p.
  4. Pevzner, M.S. Mental development of children with impaired mental performance / MS. – M.: Pedagogy, 1982. – 104 p.
  5. Rubinstein S.L. Basics of General Psychology / p. L. Rubinstein. –: Science, 2012. – 705 p.
  6. Sukhomlinsky V. A. I give my heart to children / V. A. Sukhomlinsky. –: Radyanska School, 1984. – 155 p.
  7. Osipova A.A. The technology of the formation of voluntary attention in younger students with intellectual disabilities [https://infourok.ru/tehnologiya-formirovaniya-proizvolnogo-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-intellekta-po-aa-osipovoy-691849.html].


© А.Н. Неустроева, А.Н. Елисеева, 2018