ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЯКУТИИ

18 июня 10:24
Цифровая среда стала занимать значительное место в жизни человека, особенно это актуально для обучающихся школ. По данным исследования Института современных медиа (MOMRI) 9 из 10 детей в России к десяти годам имеют собственный смартфон или планшет либо оба устройства сразу. При этом большинство детей используют мобильные телефоны и планшеты дома (91%), а также в дороге (35%) или используют в процессе ожидания (33%), реже пользуются ими в школе (9%) или в гостях (8%) [4].



Та цифровая среда, доступ к которой получают дети, может быть небезопасна для детской психики. Ребенок оказывается под «ударом» множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на «ум и сердце» молодого человека ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется [1, с. 173]. До сих пор актуальны проблемы кибербуллинга, «групп смерти» в социальных сетях и т.д. В обществе стали звучать идеи о законодательном ограничении использования гаджетов детьми. Однако психологи предупреждают, что попытки ограничений могут привести к тому, что ребенок может не получить те компетенции, которые нужны в современном мире, а родители потеряют возможность дополнительного контакта и взаимодействия с ребенком в подростковом возрасте.



Исходя из этого, возникает потребность в создании такой цифровой образовательной среды, которая могла бы направить деятельность ребенка в цифровом мире на развитие его способностей, получения новых знаний и умений, при этом гарантируя его информационную безопасность.



Мы придерживаемся определения М.Э. Кушнир о цифровой образовательной среде (ЦОС) как открытой совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [5].



В опубликованной в статье «Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения» Е.А. Барахсанова отмечает о значимости подготовки магистров – будущих учителей сельской школы к использовании электронной информационно-образовательной среды [3].



В этой связи следует отметить, что ЦОС должна стать неотъемлемой частью образовательного пространства школы. Образовательная организация вправе выбирать и использовать несколько информационных систем, исходя из своих потребностей и возможностей. Развитие ЦОС актуально для сельских школ Республики Саха (Якутия). Недостаток педагогических кадров, удаленность и труднодоступность местности, суровые климатические условия существенно влияют на доступность качественного образования.



Несмотря на то, что все школы имеют достаточный уровень обеспечения компьютерной техникой (6 обучающихся на 1 ПК) и имеют доступ в интернет, в большинстве сельских школ наблюдается низкая скорость интернет-соединения (до 256 кбит/с). Связано это с удаленностью от магистральных линий связи, а также высокой стоимостью спутниковых каналов связи. Выходом из сложившейся проблемы могло бы стать субсидирование части затрат образовательных организаций в части обеспечения доступа к высокоскоростному интернету через спутниковые каналы связи.



В портале образовательных услуг Республики Саха (Якутия) (http://edu.e-yakutia.ru) зарегистрированы все образовательные организации республики. Через входящую в данный портал информационную систему «Сетевой город. Образование» автоматизируются все организационные процессы, например, зачисление и отчисление, ведение электронного дневника и журнала успеваемости, предоставление разнообразных отчетов. Таким образом, данная информационная система является обязательной частью ЦОС каждой школы республики.



Если административный функционал в системе «Сетевой город. Образование» представлен достаточно широко, то образовательный функционал, включающий онлайн курсы для обучающихся, представлен недостаточно. Существующие курсы не обновляются, не отвечают дидактическим требованиям к современному онлайн курсу. Оптимальным решением проблемы может стать разделение функций информационных систем, как минимум, на образовательные и административные [2, с. 59].



В МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района РС (Я) с 2018-2019 учебного года реализуется модель цифровой образовательной среды, схема построения которой представлена на рис. 1. Рабочие ПК учителей, ПК кабинета информатики, ПК мобильного класса, рабочие устройства учащихся, личные устройства учащихся и родителей получают доступ к внутренним образовательным ресурсам, находящимся на школьном сервере, а также к информационным системам «Мобильное электронное образование» («МЭО») и «Сетевой город. Образование» («СГО»). Если функционал «СГО» используется для административной работы, то функционал «МЭО» для учебной деятельности.



Таким образом, считаем, что школам Якутии необходимо развивать свою ЦОС, которая поможет повысить доступность качественного образования для всех категорий обучающихся, сократить влияние актированных дней и карантинов на образовательный процесс, повысить эффективность бюджетных расходов.



 



Литература

  1. Аргылов Н.А. Практика медиаобразования в Республике Саха // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования I Международная научно-практическая конференция: Сборник научных работ. 2014. С. 170-174.
  2. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  3. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки


магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 106-110.



References


  1. Argylov N.A. Practice of media education in the Republic of Sakha // Discourse of modern mass media in terms of theory, social practice and education. I International Scientific and Practical Conference: Collection of Scientific Works. 2014. pp. 170-174.
  2. Barakhsanova E.A. Problems of creating e-learning in pedagogical universities // Proceedings of the network of the international scientific-practical conference. SPb .: Asterion. 2014. P. 59-62.
  3. Barakhsanova E.A. Scientific and methodological support training Masters in the conditions of network education // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2015. — V. 26. — P. 106-110.


© И.И. Малгаров, 2018