ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

6 февраля 1:58
Анализ основной образовательной программы инженерного образования физико-техническом институте (ФТИ) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова показывает по профилю технологии обработки драгоценных камней и материалов специальности 29.03.04 Технология художественной обработки материалов  в аспекте формирования информационной компетентности студентов в инженерном образовании, что из-за сосредоточенности этих дисциплин на 1-2 курсах профессиональной подготовки. В этой связи наблюдается и проблема в формировании информационной компетентности у бакалавров-инженеров в решении технологических задач с использованием новых образовательных технологий.



Анализ диссертационных работ и опубликованных в журналах статей показывает, что основное внимание уделены к рассмотрении проблемы формирования информационной компетентности студентов и школьников в сфере высшего и школьного образования на основе использования средств и технологий обучения, обосновываются педагогические условия, особенности и научно-методическое сопровождения в условиях информатизации образования с опорой на компетентностном подходе. Развитие информационной компетентности и компетенций обучающихся инженерного образования мало изучены [1-6].



Следует отметить мнение автора И.Б. Государева по распространению электронного и мобильного обучения в образовательных организациях о значимости создания электронной информационно-образовательной среды в вузах обусловили возникновение потребности к изучению электронных образовательных ресурсов и моделей обучения на основе междисциплинарного подхода.



В сборнике материалов сетевой международной научно-практической конференции «Электронное обучение в вузе и школе» включены исследования студентов и аспирантов под руководством профессора Е.А. Барахсановой обращены к использовании информационных образовательных технологий в образовательном процессе, рассматриваются научно-методическое и технологическое обеспечения создания электронной информационно-образовательной среды, развитие информационной и ИКТ-компетентности, создание образовательных ресурсов и др. В статье «Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах» и «Веб-сайт как средство формирования учебных компетенций старшеклассников на уроках информатики» Е.А. Барахсанова и О.В. Гермогенова считают, что «Знания, умения и способы конструирования веб-сайтов являются элементом формирования информационной компетенции…» [4, с.62].



В опубликованной в журнале «Преподаватель XXI век» в 2012 году статье доцент кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ М.С. Прокопьев отмечает, что дидактические аспекты использования интерактивной технологии способствуют активизации творческой деятельности студента.



В физико-техническом институте Северо-Восточного федерального университета организационно-педагогические условия подготовки студентов технических специальностей к созданию электронных средств в сфере образования впервые рассмотрена в кандидатской диссертации А.А. Слободчиковой. В аспекте инженерного образования формирования информационной компетентности представлена в работе М.Н. Толстяковой. В рамках поставленных нами в констатации фактов о значимости обучения дисциплин информационного блока формировании информационной компетентности бакалавров-инженеров считаем целесообразно рассмотреть следующие три компонента: базовых, профессиональных и личностно развивающих информационных потребностей.



Достижение будущим инженером технологической подготовки в использовании в профессиональной деятельности технологий и электронных ресурсов обеспечивается, по мнению опрашиваемых, следующими факторами: введение ФГОС ВО – 85%; наличие достаточной технологической базы – 75%; наличие широкополосного канала Интернет – 95%; постоянный доступ к мобильному компьютеру – 100%; инструментарий информационной среды, установленной в образовательной организации – 100%.



Таким образом, в заключении отмечаем, что технологическая составляющая процесса формирования информационной компетености бакалавров-инженеров использованию электронных ресурсов, программных продуктов с учетом выявления проблем и специфики их будущей профессиональной деятельности является актуальной проблемой во всех вузах страны.



Важно подчеркнуть, что предложенный анализ не претендует на исчерпывающий характер, так, например, он касается только дисциплин информационного блока на процесс формирования информационной компетентности бакалавров-инженеров по профилю технология обработки драгоценных камней и металлов.



 



Литература

  1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  2. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 106-110.
  3. Барахсанова Е.А., Власова Е.З. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы // Международный научно-образовательный форум СВФУ «Eduction, forward!-II». – Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. — 2014. С. 191-199.
  4. Барахсанова Е.А., Гермагенова О.В. Веб-сайт как средство формирования учебных компетенций старшеклассников на уроках информатики

References

  1. A. Barakhsanova the problem of creating e-learning in pedagogical universities // proceedings of the international network of scientific-practical conference. SPb.: Asterion. 2014. P. 59-62.
  2. A. Barakhsanova Scientific and methodological support of training of masters in the networked learning // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2015. — Vol. 26. — P. 106-110.
  3. Barakhsanova, E. A., Vlasova E. Z. E-learning in a pedagogical University: problems and prospects // international scientific-educational forum NEFU «Eduction, forward!- II». — Kirov: international centre for research projects. — 2014. P. 191-199.
  4. A. Barakhsanova, Germagenova O. V. Web site as a means of formation of learning skills of students in computer science neurocam


© И. И. Никифоров, 2018