НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8 декабря 1:56
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Нравственное воспитание является процессом, который направлен на формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.



Как считает Рубинштейн С.Л., особое место в формировании личности младшего школьника занимает развитие нравственных качеств, составляющих основу поведения. Он утверждает, что в этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках» [4].



По мнению Сухомлинского В.А., «младший школьный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, ценности, преобразуя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества» [5].



Методу проектов отводится ведущее место среди методов, используемых современной педагогикой. Под проектной деятельностью мы понимаем комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей. Проектная деятельность является одним из эффективных способов решения педагогических задач в формировании нравственных качеств личности ребенка, также одной из форм сотрудничества педагога и учащихся.



С целью изучения эффективности использования проектного метода как средства формирования нравственных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы №26 города Якутска РС(Я). В нем приняли участие учащиеся 3 «Б» класса. Определение исходного уровня развития нравственной воспитанности проводилось в течение декады семьи с 12 по 22 октября 2018 г., на протяжении которой были организованы творческие занятия, где дети составляли проекты под общим названием «Моя семья – моя гордость». Данные занятия проходили в 3 этапа. На первом этапе ученикам в качестве домашнего задания было предложено нарисовать картину на тему «Моя семья — моя гордость». Учащиеся были распределены по группам. Каждая группа выбрала один проект для всех, но при работе над проектом учащиеся выполняли определенные роли. В процессе выполнения проекта учащиеся пришли к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Поэтому каждый ученик активно включался в данную деятельность.



На втором этапе учащимся были предложены три мини – проекта: первый проект представлял собой индивидуальную работу каждого ученика над созданием открыток для родственников, родителей или друзей. Второй мини – проект заключался в придумывании всей группой ребусов на тему «Нравственность». Учащиеся были, разделены на 2 группы и при работе над проектом учитывался их общий результат. Третий мини — проект — оформление стендов на тему «фразеологизмы».  В конце занятия ребята защищали свои работы по данным проектам. На этапе организации работы над проектами происходит формирование микрогрупп, формулируется само задание проекта. Особый акцент делается на необходимости использования кооперативных стратегий, позволяющих эффективно организовывать совместную деятельность учащихся друг с другом.



В процессе работы по формированию нравственных качеств у учащихся, нами были разработаны упражнения и задания, которые мы включали в процесс работы на втором этапе проекта.



Третий этап являлся заключительным, итогом всех мини — проектов. На этом этапе дети собрали игрушки для детского сада. После чего была организована защита проектов.  Каждый участник должен был представить свою часть проекта. Все группы ярко представили весь собранный материал.



В процессе проектной деятельности учащиеся были активны, к каждому заданию подошли творчески, показали умение работать в команде. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать то, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях. Исходя из этого, в конце была проведена рефлексия роли каждого участника проектов и беседа на тему нравственности. В итоге все пришли к мнению о том, что нравственность играет в нашей жизни очень важную роль, действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам является показателем культурного воспитанного человека.



Анализ полученных результатов исследования показал, что в ходе составления проектов у учащихся повысился уровень активности, сформированности умений работать в команде, совместно ставить цели, планировать и оценивать результат, которые являются необходимым условием для успешного применения проектного метода. Многократное участие детей в проектной деятельности и использование на уроках методов деятельностного подхода в обучении (тренинги, деловые игры, дискуссии, конференции, групповая работа) способствует сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества.



Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, находить компромисс, чутко относиться к мнению сверстников. В процессе исследования нравственного воспитания младших школьников в проектной деятельности мы изучили труды многих ученых, педагогов, освоили новую педагогическую технологию, научились новым формам и методам работы.



 



Литература:



1.Бондырев Н.И. нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.



2.Бондаревская Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. –Ростов-на-Дону, 1999.



3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. 350 с.



4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 c.



5.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. –М.: 1980.



6.Ушинский К.Д. собрание сочинений –М: 1985.



 



References

  1. Bondyrev N.I. moral education of schoolchildren. — M .: Enlightenment, 1979.
  2. Bondarevskaya E.V. Pedagogy: Personality in humanistic theories and educational systems. –Rostov-on-Don, 1999.
  3. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. 4th ed., M .: Higher school, 1993.
  4. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology — Publisher: Peter, 2002.
  5. Sukhomlinsky V.A. Selected pedagogical writings. –M .: 1980.
  6. Ushinsky KD collected works –M: 1985.


© М.Н. Софронова, 2018