В начальных классах согласно ФГОС начального общего образования, в составе обязательных предметных областей включен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основными задачами которого выступают: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. В школах республики данный предмет обозначен как «Культура народов Якутии».
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа.
Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах произведения (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В «Вилюйской средней общеобразовательной школе №1» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в 16 начальных классах в 2018-2019 учебном году поступили 739 обучающихся. Для того, чтобы проанализировать как проводится работа по применению методики комплексного изучения фольклора на уроках культуры народов Республики Саха (Якутия) в начальных классах и степень воздействия жанровой специфики якутского фольклора на формирование личностных качеств ребенка было проведено интервьюирование с заместителем директора по УВР Варламовой М.Н.
По результатам интервью выявлено, что рабочие программы по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в русскоязычных и якутскоязычных классах существенно отличаются по содержанию, внеурочным заданиям, количеству часов, определенных на изучение отдельных тем, подаче материалов. Так, например, в якутскоязычных классах на раскрытие раздела «Устный народный фольклор. Якутские сказки, пословицы, поговорки, загадки» запланировано 16 часов, а в русскоязычных классах – 9 часов.
В школе развивается направление по формированию этнокультурной среды в условиях городской билингвальной школы, в рамках этого направления традиционно ежегодно отмечаются День Осуохай, День Хомуса и Школьный Ысыах.
Организованы внеклассные кружки и секции по развитию национальной культуры: танцевальный коллектив «Күнчээрэ», ансамбль хомусистов «Жемчужина Востока», танцевальный коллектив «Дьүкээбил», вокальный ансамбль девочек «Хаарчаана», танцевальный коллектив «Арчы», интеллектуальная игра «Тииҥ мэйии», кружок фольклора – чабырҕах, в рамках секции настольных спортивных игр тренируются играм «хабылык» и «хаамыска», а также для старшеклассников существует кружок «Олонхо» и «Школьный театр», в рамках которого ставятся якутские пьесы.
Для определения качества обучения устного фольклора, а именно якутских сказок и уровня закрепления данных тем у школьников был проведен опрос среди учеников 4 класса (якутскоязычных классов) в количестве 52 респондентов, на вопрос «Какую из этих сказок ты знаешь и можешь рассказать?» ответы распределились следующим образом.
Согласно результатам опроса определено, что наиболее знакомая якутская народная сказка среди учеников 4 класса, которую они могли бы рассказать – это сказка «Старуха Таал-Таал». Такой результат может объясняться иллюстрированием этой сказки в виде мультипликационного материала. Наименее знакомая сказка по мнению респондентов – сказка «Как люди солнце мешками носили», так как эта сказка, по словам классного руководителя, была задана для внеклассного чтения.
По предложению родительского комитета с 2002 года в школе разработан проект по внедрению единой национальной одежды в классе. Согласно проекту, каждый класс на родительском собрании определяет и утверждает модель единой национальной одежды, которую ученики одевают на школьные праздничные дни, посвященные якутской культуре, например, день республики, день якутского языка и др. Таким образом в школе популяризируют материальную культуру народа Саха путем изучения и распространения разновидностей национальных одеяний.
В результате исследования определено, что фольклор как средство нравственного воспитания младших школьников может быть распространен и применен в общеобразовательных школах, так как изучение национального фольклора развивает культурные и нравственные ценности обучающихся, позволяет им всесторонне развиваться и сохранять традиции своего народа.
Литература
- Зыкова М.Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника / М.Н. Зыкова // Мир психологии. – 2014. – № 3. – С. 72-76.
- Григорьева А.И., Оконешникова Н.В. Формирование этнической идентичности младших школьников в условиях поликультурной среды / А.И. Григорьева, Н.В. Оконешникова // В мире научных открытий: научный журнал. — Красноярск. — №3.1 (63), 2015. – С.724-734.
- Педагогика олонхо: метод.пос. для уч. (на якут. яз.) / Е.М. Поликарпова, М.Т. Гоголева, Е.И. Иевлев [и др.]. – Якутск: Бичик, 2009. – 112 с.
Reference
- Zykova M.N. Folklore as a means of psychological and pedagogical influence on the development of self-consciousness and the formation of self-identification of the student / M.N. Zykova // World of Psychology. — 2014. — № 3. — p. 72-76.
- Grigorieva A.I., Okoneshnikova N.V. Formation of ethnic identity of younger students in a multicultural environment / A.I. Grigorieva, N.V. Okoneshnikova // In the world of scientific discoveries: a scientific journal. — Krasnoyarsk. — No.3.1 (63), 2015. — P.724-734.
- Pedagogy olonkho: metod.pos. for uch. (Yakut. yaz.) / EM. Polikarpov, M.T. Gogoleva, E.I. Ievlev [et al.]. — Yakutsk: Bichik, 2009. — 112 p.
© Н.В. Оконешникова, Т.Н. Захарова, К.Г. Иванова, 2018