ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ

27 марта 1:24
В настоящее время в системе образования Российской Федерации учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей осуществляется посредством разработки и утверждения образовательной организацией образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Школы Республики Саха (Якутия), где обучение ведется на двух государственных языках, создают свои основные образовательные программы на основе примерных основных образовательных программ для общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения. Основные образовательные программы определяют содержание образования, включающее национальные, региональные и этнокультурные особенности региона. Этнокультурные потребности обучающихся (или их родителей) могут быть удовлетворены созданием специальных программ отдельных учебных предметов или курсов, а также курсов внеурочной деятельности.



При обучении математике решение задач играет особо важную роль и является как целью, так и средством обучения. В зависимости от целей обучения задачи несут определенные функции. Следует отметить, что каждая задача имеет несколько функций, но среди них выделяется основная, которая обеспечивает достижение главной цели. Как указывал Л.М. Фридман под функцией решения задач понимает «проектируемые учителем изменения в деятельности и психике учащихся, которые должны произойти в результате решения ими этих задач» [5, С. 151]. По его мнению, одной из основных функций можно назвать функцию формирования и развития у учащихся общих умений решения любых математических задач. По ФГОС одним из основных познавательных универсальных учебных действий является умение решать задачи. На уроках математики или во время внеурочной деятельности учитель может предложить детям текстовую задачу, которая помимо обучающих и развивающих функций имеет функцию передачи эмпирического опыта народа саха, морально-этических и эстетических воззрений на базовые национальные ценности. Для реализации программы по математике, учитывающей особенности региона, необходимо обратить внимание на средства обучения, в частности на содержание текста задачи.



Нами были выявлены основные условия развития математической речи школьников в процессе билингвального обучения [4], где одним из условий было опора на родной язык учащихся, их жизненный опыт и имеющийся запас знаний. В данном исследовании текстовые задачи мы будем рассматривать как одно из средств обеспечения указанного дидактического условия для развития математической речи школьников-билингвов.



Под тестовыми задачами понимаются математические задачи, в которых входная информация содержит не только математические данные, но еще и некоторый сюжет (фабулу задачи) [2]. Структура текстовых задач, по мнению Susan Gerofsky [1], состоит из ситуации, согласно которой можно придумать план решения или выстроить сюжетную линию задачи, определенного набора сведений и вопросов. Известно, что при решении задач традиционно обязательными считаются следующие этапы: этап анализа задачи, поиск и составление плана решения, осуществление плана решения, проверка решения, формулировка ответа. Как показывает школьная практика, дети испытывают затруднения уже на первом этапе решения задачи. Школьники-билингвы, которые обучаются на двух языках, встречают дополнительные сложности при работе с текстами задач на русском языке. У большинства из них возникает потребность в помощи учителя, которая заключается в объяснении на родном языке текста задачи, а также смысла теоретического материала, заключенного в нем. То есть обучающиеся нуждаются в анализе текста задачи для правильного поиска и составления плана решения. Мы считаем, что опора на родной язык обучающихся происходит на первых двух этапах решения задач, особенно в основной школе. Результатом осознанного решения большого количества задач, имеющих частные методы решения, может стать выявление и усвоение общих методов, что может привести со временем к формированию у обучающихся общего умения решать задачи. Данное умение и поэтапность решения задач может позволить выстраивать алгоритм решения любых задач. Понимание учебного материала ученик может проявить в устной или письменной речи, когда он свои мыслительные действия описывает посредством математического языка. То есть обучающиеся якутских школ, начиная с 5 класса, могут формировать и развивать умение решать задачи и проявлять его усвоение путем правильного следования этапам решения задачи, опираясь на родной язык.



Задачи, которые ежедневно решает человек, определяют его жизнь, а окружающая среда составляет совокупность внешних условий, которые влияют на его деятельность. Ситуации, описанные в тексте математических задач, имеют огромный потенциал в усвоении предметного содержания, а также становлении личности обучающегося. Если в сюжете задачи сведения будут взяты из социального или пространственно-предметного окружения ребенка, то этап анализа задачи будет протекать более комфортно для него, так как ему будет проще абстрагироваться от ситуации, описанной в тексте задачи. Примерами могут служит математические задачи, в которых присутствуют сведения краеведческого характера.



Являясь частью общества, кроме собственного жизненного опыта человек перенимает опыт, наработанный предыдущими поколениями. В образовательной среде можно использовать педагогический потенциал героического эпоса олонхо, который заключается в передаче подрастающему поколению традиций, обычаев, особенностей быта народа саха, формировании в сознании детей базовых национальных ценностей. А также в олонхо отражаются разные аспекты жизни народа саха, природно-климатические особенности среды обитания, а также представления о понятиях, которые соответствуют  окружающим объектам реального мира. Рассмотрим задачу на материале олонхо из задачника «Саха мындыр суота», которую можно использовать в начальной и основной школе [3, с. 35-40.]. Задача на языке саха по мотивам олонхо П.А. Ойунского «Нюргун ботур стремительный» («Дьулуруйар Ньургун Боотур»): Үс үүт күрүөнү үрдүнэн көстөр Үрүмэччи маҥан аттаах Үрүҥ Уолан бастыҥ сэргэттэн араҕас илгэни ыйыстан кэбиспит. Иккистээн аҕыс салаалаах ала күөх оту атыгар сиэттэ. Үс илии үрдээтэ. Үрүҥ уолан бухатыыр хас сэнтимиэтир үрдээбитий?



Учащиеся сначала должны прочитать и понять текст задачи. Для этого им необходимо знать значение каждого слова, разобраться в ситуации, которая описана в тексте, затем перевести текст на язык математики, проанализировать связи между известными значениями и вопросом к задаче. Чтобы ответить на вопрос детям нужно перести старинную единицу измерения длины народа саха “илии” на современную метрическую систему мер. Эти сведения могут быть получены ими во время предудущих уроков, либо найдены в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Ответ к задаче: «Үрүҥ уолан бухатыыр быһа холоон 4-5 сэнтимиэтир үрдээбит», что означает «Богатырь Үрүҥ уолан вырос примерно на 4-5 сантиметров». Решение этой задачи дает школьникам возможность применения ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых условиях. Сюжет задачи красочно иллюстрирует момент из жизни богатыря, в котором можно разглядеть уклад жизни народа саха, а литературный текст активизирует мыслительную деятельность обучающихся.



Таким образом, текстовая задача может выступать в качестве средства для развития математической речи обучающихся, обеспечивая выполнение условия опоры на родной язык, жизненный опыт и запас знаний. Задачи краеведческого и этнокультурного содержания могут осуществить учет особенностей региона при реализации образовательных программ общего образования. Постоянная практика в решении задач может способствовать развитию математической речи.



Литература

  1. Susan Gerofsky. A man left Albuquerque Heading East: Word Problems as Genre in Mathematics Education. Peter Lang, 2004, p.170.
  2. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Калинина и др.; сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
  3. Петрова А.И. уо.д.а. Саха мындыр суота. – Дьокуускай: Бичик, 2012. – 72 с.
  4. Салехова Л.Л., Спиридонова Н.И. Основные условия развития математической речи школьников в процессе билингвального обучения // Образование и наука. – 2018. – Том 20, № 2. – С.60-87.
  5. Фридман Л.М. Психолого-педагогическпе основы обучения математике в школе: учителю математики о пед. психологии. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

References

  1. Susan Gerofsky. A man left Albuquerque Heading East: Word Problems as Genre in Mathematics Education. Peter Lang, 2004, p.170.


2.    Methods of teaching mathematics in high school: general methods: a manual for students of pedagogical institutes / A.Ya. Bloch, E.S. Kanin, N.G. Kalinin and others; compilers R.S. Cherkasov, A.A. Joiner. – M.: Prosveshenie, 1985. — 336 p.3. Petrova A.I. and others. Sakha myndir suota. –Yakutsk: Bichik, 2012. –72 p.4. Salekhova L.L., Spiridonov N.I. The Basic conditions for development of mathematical speech of sudents in the process of bilingual education // Education and Science. – 2018. – Vol. 20, № 2. – P.60-87.5. Friedman L.M. Psycho-pedagogical basics of teaching mathematics in school: a teacher of mathematics about ped. psychology. — M .: Prosveshenie, 1983. –160 p.



© Н.И. Спиридонова, 2018