НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

20 января 4:35
Очень часто мы можем видеть следующую картину: после окончания детского сада дети с нетерпением ждут поступления в школу и с радостью идут в первый класс, но со временем их желание ходить в школу пропадает. Это можно объяснить тем, что меняется ведущая деятельность детей. Если в детском саду основным видом деятельности ребенка является игра, то в школе основной вид деятельности – учеба. Психологи признают необходимость продолжения и развития игровой деятельности ребенка при переходе его в статус школьника [3, с. 89]. Следовательно, чтобы переход от одного вида деятельности к другому был плавным, необходимо применять в начальной школе игровые технологии.



Игровой подход опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на ее базе вкус к интеллектуальным видам деятельности и позитивную учебную мотивацию в целом. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы [1, с. 77].



Многие современные дети любят играть в настольные игры, они популярны у них почти также, как и компьютерные игры. Настольные игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т.п. [2, с. 161]. Обычно настольные игры предполагают участие двух и более игроков, что способствует развитию коммуникативных компетенций.



Большинство современных настольных игр, по мнению психологов Н.Г. Салминой, И.Г. Тихановой, направлено на формирование разнообразных метакогнитивных умений, являющихся базисными для освоения конкретных предметных умений, в том числе учебных. Игровой формат существенно меняет отношение детей к решению учебных задач, повышая мотивацию. Освоение учебной информации и универсальных учебных действий в настольных играх происходит в процессе достижения игровой цели. В настольных играх могут усваиваться и конкретные интеллектуальные умения (счет, сложение, обогащение словаря и др.)                [4, c.33].



В МОБУ СОШ №12 с конца 2016-2017 — начала 2017-2018 учебного года учащиеся среднего и старшего звена очень сильно заинтересовались настольной игрой «Монополист Якутска», которую бесплатно предоставили для школы. Если дети так заинтересованы настольными играми, то это может являться стимулом в учебе, они могут не только в них играть, но и сами создавать настольные игры и придумывать правила игры. С данного момента у нас началась работа по созданию настольной игры. Так как монополия является игрой-ходилкой, то и мы решили разработать игру-ходилку по подготовке к ОГЭ по обществознанию. Учащиеся разработали игру, которую мы использовали на консультациях и уроках обществознания.



Так как между предметами обществознание и окружающий мир есть много общего, то для учащихся начальных классов было решено создать настольную игру по подготовке к ВПР по окружающему миру. Для создания настольной игры были привлечены желающие четвероклассники, которые разработали следующую игру-ходилку.



Правила игры:

  • В данной игре могут принимать участие 2-4 игрока и один судья.
  • Игроки ставят свои фишки у флажка – старт.
  • Игроки ходят поочередно.
  • Чтобы передвинуть фишку на шаг вперед, игроку необходимо бросить кубик, переместить фишку на соответствующее положение и ответить на вопрос. Если игрок не знает ответа, то его фишка возвращается на прежнее место. Каждая клеточка на поле обозначена зеленым, синим или желтым цветом. Цвет определяет из какой категории нужно вытянуть вопрос: «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни».
  • Цель игры – дойти до финиша.


Чтобы дойти до финиша игроку необходимо знать материал по окружающему миру. Вопросы были составлены учащимися 4 класса в соответствии с кодификатором, данные вопросы были проверены и дополнены учителем.



Процесс создания настольной игры отвечает требованиям ФГОС, так как в ходе работы по созданию настольной игры у учащихся развиваются УУД. Например, личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (в ходе создания игры учащийся оценивает результат своей работы); формирование границ собственного знания и «незнания» (при создании вопросов к игре возникают ситуации, что твоих знаний недостаточно чтобы придумать вопрос и тебе приходится расширять свои знания).



Настольные игры можно создавать по абсолютно разным темам и разным предметам. Каждый учащийся может создать настольную игру исходя из своих личных интересов и образовательных потребностей. Исходя из тематики настольной игры, учитель может сделать вывод о том, что интересует учащихся и работать по данному направлению. Таким образом, применение настольных игр на уроках и во внеурочной деятельности приводит к повышению учебной мотивации детей и развивает определенные компетенции.



 



Литература

  1. Васильева В. В., Тюменцева Т.Д. Развитие познавательных УУД младших школьников при помощи настольных игр // Научно-методический журнал «Наука и образование: Новое время». 2018. N С. 77–78.
  2. Герлах И. В. Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных игр // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т 24, N С. 161–166.
  3. Ефимова Е. А. Игротека – оптимальная игровая среда начальной школы // Начальная школа плюс до и после. 2009. N С. 88–92.
  4. Салмина Н. Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр // Психологическая наука и образование. 2011. N С. 29–38.

References

  1. Vasilyeva V.V., Tyumentseva T.D. Development of cognitive educational institutions of younger schoolchildren with the help of board games // Scientific-methodical journal «Science and Education: New Time». 2018. N 3. P. 77–78.
  2. Gerlakh I.V. Organization of educational and development work of the club of board games // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. T 24, N 3. P. 161–166
  3. Efimova E. A. Igrotek — the optimal gaming environment of elementary school // Elementary school plus before and after. 2009. N 6. P. 88–92
  4. Salmina G., Tikhanova I.G. Psychological and pedagogical expertise of board games // Psychological science and education. 2011. N 2. P. 29–3


© А.П. Шепеткин, Л.В. Степанова, 2018