РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

29 октября 12:51
Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, подготовленность обучающихся к жизни в современных условиях введения ФГОС.



Модель предполагает введение новых должностей: учитель, старший учитель, ведущий учитель и разделение каждой должности на уровневые категории, от которых зависит оплата труда учителя (табл. 1).



Таблица 1.



Характеристика модели новых должностей учителя





Должности



 

Стаж работника Уровень квалификационной категории Уровень прохождения аттестации Повышение оклада



учителя в процентах к основному

Учитель 0-5 лет 1.Учитель-стажер (1 г.);



2.Учитель-специалист (2 г.)

ВУЗ-ОУ До 20%



40%



70%

Старший учитель 5-15 лет 1. Учитель-эксперт



2.Учитель-методист



3.Учитель-исследователь

ОУ-УО 40%



40%



40%

Ведущий учитель 15 и более лет 1.Учитель-наставник



2.Учитель-мастер



3.Учитель-новатор

ОУ-МО РС (Я) 70%



70%



70%


Предложены критерии оценки компетенции учителя по каждому уровню квалификационной категории. Предлагаем аттестацию на соответствие занимаемой должности проводить на защите дипломной работы выпускника в педагогических ВУЗах. При успешной аттестации молодой учитель-стажер имеет право на доплату в размере 20% к основному окладу. Далее аттестацию учитель имеет право проходить на основании существующего положения об аттестации. Прохождение уровней в должности «Учитель» обязательны для всех педагогов. Должности «Старший учитель» и «Ведущий учитель» присуждаются учителям, достигшим наивысших результатов в работе (табл.2).



Таблица 2.



Критерии оценки компетенции учителя по каждому уровню квалификационной категории











Должность Уровень квалификационной категории Критерии оценки компетенции учителя по каждому уровню квалификационной категории
Учитель 1.Учитель-стажер Овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими успешно начать педагогическую деятельность.



Прошел в ВУЗе аттестацию на соответствие занимаемой должности (СЗД). Трансляция опыта на школьном уровне.

2. Учитель-специалист Опыт работы учителем до 5 лет. Успешное освоение и применение методов и технологий обучения.



Трансляция опыта на школьном и районном уровне.

Старший учитель 1.Учитель-эксперт Опыт работы от 5 до15 лет. Умение оценивать и анализировать варианты решения проблем, нестандартный подход, инновационная практика. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском или всероссийском уровне.
   
2.Учитель-методист Опыт работы не менее 15 лет. Умение передавать теоретические положения, идеи, конкретные педагогические действия. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском или всероссийском уровне.
3.Учитель-исследователь Опыт работы учителем не менее 15 лет. Успешное участие в научно-исследовательской деятельности. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском уровне.
Ведущий учитель 1.Учитель-наставник Опыт работы 15 и более лет. Профессиональная компетентность. Опыт работы. Индивидуальная работа с молодыми учителями. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском или всероссийском уровне.
2.Учитель-мастер Опыт работы 15 и более лет. Владение педагогической техникой и мастерством.



Создание высокоэффективных систем обучения, воспитания и развития. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском или всероссийском уровне.

  3.Учитель-новатор Опыт работы более 20 лет. Разработка и применение новых методов, форм, приемов, средств в педагогической деятельности. Трансляция опыта на школьном, районном, республиканском или всероссийском уровне.


 



Трудовые функции учителя разработаны по основным функциональным обязанностям, предъявляемым учителю в современной школе. Каждая функция учитывает требования к новым должностям педагогов: учитель, старший учитель, ведущий учитель.



Таким образом, разработанная нами модель системы профессионального роста учителя:



—  повысит качество образования, престиж учительского труда и педагогических профессий;



— позволит закрепить педагогические кадры на местах и стимулировать учителя к карьерному росту, достижению высокого профессионализма;



— улучшит социальное самочувствие и социальный статус учителя за счет более творческого характера работы, исключения рутинных и монотонных элементов и расширения круга профессионального общения.



 



Литература

  1. Методические рекомендации по внедрению типовых комплексных моделей учительского роста, методики и технологии учета результатов оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет для педагогических работников: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, разработанные Минобрнауки России от 26.07.2017 года.
  2. Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций; Министерство образования и науки РФ. Письмо от 29.12.2017 №ВП-1992/02.
  3. Положение о конкурсе на лучшую разработку системы учительского роста и введению новых должностей и категорий среди профсоюзных организаций совместно с Якутским Рескомом Профсоюза работников образования и науки РФ, утвержденное приказом СВФУ от 29.12.2017 №1455-ОД.
  4. Поручение президента Российской федерации от 23.12.2015.

References

  1. Guidelines for the implementation of standard integrated models of teacher growth, methods and technology of accounting for the results of evaluation of teachers by graduates of previous years for teachers: primary General education, basic General education, secondary General education, developed by the Ministry of education and science of Russia from 26.07.2017.
  2. Guidelines for the formation of the system of remuneration of employees of educational organizations; Ministry of education and science of the Russian Federation. A letter from 29.12.2017 No. EP-1992/02.
  3. The regulation on the competition for the best development system teacher growth and the introduction of new posts and categories among trade Union organizations together with the Yakut Rescoman trade Union of workers of education and science of the RF, approved by order of NEFU from 29.12.2017 No. 1455-OD.
  4. Order of the President of the Russian Federation of 23.12.2015.


© В.Д. Куличкина, Л.В. Бочкарева, 2018