РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

15 сентября 6:37
Уровень качества образования в средней школе напрямую зависит от уровня профессионального мастерства учителя. Как показывает опыт – профессиональные конкурсы являются наиболее эффективным средством повышения мастерства педагога.  Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.  Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), а впоследствии на республиканском и других уровнях, таким образом, повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.



В Верхневилюйском улусе Республики Саха (Якутия) среди педагогического сообщества профессиональные конкурсы имеют особое значение. Кроме традиционных Всероссийских («Учитель года») и республиканских («Методический турнир», «Я и мой наставник») внутри улуса был задуман и, впоследствии,  обрел огромную популярность профессиональный конкурс «Учитель года Западной Якутии». Участвовав во Всероссийском этапе конкурса «Учитель года России» в г. Магнитогорск учитель Верхневилюйской гимназии Кынатов Ю.В.,   оценил по достоинству весь методический потенциал данного конкурса. Затем Юрий Васильевич с энтузиазмом начал работу по внедрению института профессиональных конкурсов в Верхневилюйском улусе. Установил связи с Всероссийским клубом «Учитель года».  В 2012 инициировал создание общества «Центр педагогического мастерства – Үрдэл». В состав общества были включены участники, призеры, победители республиканского этапа конкурса «Учитель года. Центр  начал свою деятельность в форме педагогических десантов, открытых уроков, встреч с педагогическими коллективами гимназии.  Потом произошли встречи  с молодыми активными людьми в лице педагогов улуса, начались регулярные акции общества и т.п. И во время очередной встречи общества была высказана идея об организации конкурса в январе 2013 г и его название «Учитель года Западной Якутии». Само название было взято из соображений географических, но было с самого начала определено, что он будет открытым. Центр не старался сделать его альтернативой конкурса «Учитель года РС(Я)». Появление данного конкурса было продиктовано приведенными выше двумя соображениями + возможностью привлечения более квалифицированных кадров, которыми являются победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Основной целью данного конкурса является объединение, развитие и повышение педагогического мастерства творчески работающих учителей республики.



Итак, с 28 февраля по 2 марта на базе ГБОУ РС(Я) «Верхневилюйская республиканская гимназия им. М.А.Алексеева» прошел 1-й межулусный профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Учитель Западной Якутии -2013». Организаторами межулусного конкурса являлись АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им С.Н.Донского-II», Общественная организация «Центр педагогического мастерства «Урдэл» при поддержке Министерства образования РС(Я), МР «Верхневилюйский улус», ГБОУ «ВВРГ им. М.А.Алексеева», члены Республиканского клуба «Учитель года РС(Я)», ОАО «Алмазэргиэнбанк» АКБ. В мероприятиях принимала участие специальный корреспондент «Учительской газеты» Оксана Родионова (г.Москва). В конкурсе приняли участие семь учителей из разных улусов нашей республики. Конкурс оценивал Большое жюри, в  состав которого входили: Александр Новгородов, абсолютный победитель республиканского конкурса «Учитель года 2009», участник Всероссийского конкурса (Намский улус), Петр Галанюк, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года 2010», магистрат Уэльского университета (Великобритания), учитель истории и обществознания Московского центра образования № 686 «Класс-центр» (г. Москва), Елена Сидорова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2005», лауреат премии Президента РФ, Почетный работник образования РФ, методист ИРО Вологодской области, учитель музыки и МХК (г. Вологда), Оксана Родионова , журналист газеты «Учительская газета» (г. Москва).



После успешной реализации начального этапа данного проекта конкурсы стали ежегодно проводиться в Верхневилюйском улусе. Начали обретать все большую популярность – ведь членами жюри работали победители и абсолютные победители (!) Всероссийского финала профессионального конкурса «Учитель года». Т.е. уровень жюри был беспрецедентно высоким. Такого уровня жюри не было даже у республиканского конкурса.

  • Формат проведения конкурса был и является почти таким же, как у республиканского конкурса: Конкурс начинается с конкурсного задания «Урок», во время которого происходит раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.


Затем конкурсанты проводят мастер-классы, в ходе которых происходит демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.



Как показала практика проведения профессиональных конкурсов подобного рода, учитель прошедший этапы таких конкурсов за довольно короткий срок получает ощутимый толчок в своем профессиональном развитии. Можно назвать много примеров – фамилий участников профессиональных конкурсов, для которых конкурс эффективным социальным лифтом.



 



Литература

  1. Карнаух Н.В. О значении педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в дореволюционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «Педагогика. Психология». 2010. — С. 41-50.
  2. Кучерявенко С.В., Суздалова М.А. Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации учащихся учреждений профессионального образования к рынку труда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Г рамота, 2011. — № 8. Ч. 2.

Literature

  1. Karnaukh N. In. About the importance of pedagogical knowledge in professional development of teachers of higher school in pre-revolutionary Russia // Bulletin of St. Tikhon Orthodox humanitarian University. Series «Pedagogy. Psychology.» 2010. — P. 41-50.
  2. Kucheryavenko S. V., Suzdalova M. A. Theoretical bases of pedagogical support of adaptation of students of vocational education to the labor market // Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art history. Theory and practice. — Tambov: Gramota, 2011. — № 8. Part 2.
    О.Е. Филиппов, 2018