САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

26 сентября 9:41
Новые технологии требуют от педагога осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании для овладения техникой и культурой умственного труда, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.



И готовность к самообразованию определяется профессионально-педагогической направленностью личности, которая характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека с профессией педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность» [4].



В изученной литературе самообразование педагога определяется как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций) [С.Г. Вершловский], «способ повышения профессионального мастерства» [В.А. Сластенин], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [Г.М. Коджаспирова], «средство формирования не только умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности» [М.Т. Громкова].



Самообразование – понятие индивидуальное и определяется жизненными планами человека. Когда осознается цель самообразования, меняется и характер работы, проявляется усидчивость, осмысление изучаемого. Самообразование принимает то, что отвечает запросам и стремлениям человека, помогает становлению личности.



В педагогической литературе «самообразование» трактуется как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием. Так, Л.П. Вишневская под самообразованием принимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях» [2].



В изученной литературе находим, как формирование и развитие самообразования зависит от личностного подхода индивида. Так, в педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью…» [3]. Отсюда можно вывести, что самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Личностный подход определяет то, что самообразование характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.



В данном контексте можно прийти к тому, что педагогическое самообразование связано с развитием определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требующих самостоятельных познавательных сил (в частности, овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий). Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научной, практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных, практических и исследовательских работ.



В настоящее время разработан целый спектр методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценить способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д. Инновационные методики самообразования разработаны исследователями-педагогами и наиболее полно представлены в специально подготовленном труде В.И. Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития» [1]. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагога предусматривает несколько этапов:

  1. Выбор темы самообразования на основе анализа собственного опыта работы.
  2. Диагностико-прогностический этап.


3.Организационно-практический этап.



4.Коррекционно-обобщающий этап.



5.Итоговый этап.



Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы педагога, а значит, и успехи наших детей.



 



Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. — Казань, 2003. — 608 с.
  2. Вишневская Л.П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2009.- № 16- с.156–158
  3. Субъектная позиция личности в педагогическом процессе как условие модернизации образования : монография / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 120 с.
  4. Педагогическое обеспечение саморазвития личности в системе образования : учебно-методическое пособие / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.

References

  1. Andreyev, V. (2003). Pedagogy: Learning course for creative self-development. Kazan.
  2. Vishnevskaya, Д. (2009). Self-education as a psychological and pedagogical issue. PSPU News. 156-158.
  3. Danilov, D., Kornilova, A. (2014). Subject position of a personality in the pedagogical process as a condition for modernization of education. A monography. Yakutsk, NEFU Publishing.
  4. Danilov, D., Kornilova, A. (2015). Pedagogical providing of personal self-education in the educational system. Yakutsk, NEFU Publishing.


© Д.А. Данилов, С.Н. Дмитриева, Т.В. Евдокарова , 2018