РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

30 августа 5:33
 Занятия изобразительным искусством являются едва ли не самым любимым занятием у детей младшего школьного возраста.  Этот час занятий можно назвать часом настроения.  Но есть дети, для которых рисование даётся с большим трудом. Они начинают бояться ситуации неудачи, ведь рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате рисунок получается «некрасивым», «неправильным», он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. По нашим наблюдениям, детей с трудностями в рисовании  можно поделить на три условные группы: первая группа — просто сидят молча, наедине со своей проблемой, не пытаясь даже предпринять какие либо попытки рисовать; вторая группа —  просят помощи у товарищей или у учителя; третья группа — детям трудно заполнить изображением альбомный лист формата А4. Часто  дети очень огорчаются, если что-то не получается, неудачи вызывают раздражение или разочарование, а иногда и тотальный отказ от деятельности. Поэтому так необходимо создавать правильный эмоциональный настрой на  занятиях, чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощено, перестал бояться неудачи, проявил свои творческие возможности.



Наши наблюдения и многолетняя практика показали, что нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности, помогают почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Нами разработан и проводится   курс внеучебной деятельности для учащихся начальных классов (136ч.), рассчитанный на 4 года. Данный курс, включает  систему занятий  (34 часа в год) и проводится в группах по 15-20 обучающихся. Программа курса составлена из блоков по принципу от простого к сложному и включает блоки, направленные на ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования. Блоки можно менять местами или добавлять новые. Каждый блок знакомит учащихся начальных классов с новой техникой. В программе предусмотрено знакомство с творчеством известных художников, направлениями изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.



Проведенный нами анализ исследований психологов и педагогов (Н.Н.Волков, Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др), изучавших детские творческие виды деятельности, в частности изобразительную деятельность, позволил нам сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования развивают ориентировочно – исследовательскую деятельность, фантазию, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Для того, что бы ребенок поверил в себя, приобрел навыки рисования необходимо создавать ситуацию успеха и формировать устойчивую мотивацию к рисованию, для этого можно применять следующие  упражнения и нетрадиционные техники: зрительный диктант, дорисовывание, раскрашивание, печатание.



Все эти упражнения  служат вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков, а также выступают средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.



Привлекает ребят работа в нетрадиционных техниках, таких как: граттаж, пуантилизм, монотипия, рисунки нитками, рисунки мелками при помощи утюга и др.



Нетрадиционных способов рисования очень много в изобразительной деятельности. Они помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Ученик может придумать и нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что они не могут нарисовать. Нетрадиционные техники рисования дают ученикам возможность действовать не только по образцу и с помощью «подсказки» со стороны взрослого, но и самостоятельно находить замысел для своего рисунка. Развитие творческого, авторского подхода, самостоятельности при выполнении изобразительной задачи детьми, являлось основной целью курса внеучебной деятельности. Нами было проведено наблюдение и анализ изобразительной деятельности обучающихся в начале и конце года (см. табл.1).



Таблица 1



Уровни самостоятельности выполнения работы





  Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Учащиеся начальных классов Способен действовать только по образцу Необходимы «подсказки» со стороны взрослого Самостоятельно находят замысел для своего рисунка
Начало года 54% 33% 13%
Конец года 30% 29% 41%


 



В таблице представлены результаты систематической работы проведенной с первоклассниками в течение учебного года. Так если на начало учебного года большинство детей — 54%  испытывали трудности со свободным  рисованием, могли действовать только по образцу, и лишь 13% учащихся могли  с легкостью  находить замысел для своего рисунка, то к концу учебного года, показатели кардинально изменились.  Так высокий уровень самостоятельности выполнения работы показали уже 41% учащихся, что во много раз превышает показатель на начало года. Это позволяет нам утверждать, что использование  нетрадиционных техник способствует



Таким образом, изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты, но и индивидуальные особенности ребенка. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие самостоятельности выполнения художественных и графических образов, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в младшем школьном возрасте. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка — научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий и нетрадиционных техник рисования. В результате проведенной нами работы, можно сказать о развитии уровня самостоятельности выполнения работы, преодоления стереотипности в рисунках детей младшего школьного возраста.



 



Литература

  1. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с ИЗО / М.А. Абрамова. — М.: Academia, 1999. -178с.
  2. Волков H.H. Восприятие картины / Н.Н. Волков. М.: Просвещение, 1976.-32с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 90с.

                                                        Literature

  1. Abramova M. A. The Intellectual development of Junior schoolchildren in the process of familiarization with ISO / M. A. Abramov. — Moscow: Academy, 1999. — 178s.
  2. Volkov N. N. The perception of the picture / N. N. Volkov. M.: Education, 1976.- 32C.
  3. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky. M.: Education, 1991. — 90s.


© Л.Д. Артемьева, Е.А. Неустроева, 2018