Наши наблюдения и многолетняя практика показали, что нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности, помогают почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Нами разработан и проводится курс внеучебной деятельности для учащихся начальных классов (136ч.), рассчитанный на 4 года. Данный курс, включает систему занятий (34 часа в год) и проводится в группах по 15-20 обучающихся. Программа курса составлена из блоков по принципу от простого к сложному и включает блоки, направленные на ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования. Блоки можно менять местами или добавлять новые. Каждый блок знакомит учащихся начальных классов с новой техникой. В программе предусмотрено знакомство с творчеством известных художников, направлениями изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Проведенный нами анализ исследований психологов и педагогов (Н.Н.Волков, Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др), изучавших детские творческие виды деятельности, в частности изобразительную деятельность, позволил нам сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования развивают ориентировочно – исследовательскую деятельность, фантазию, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Для того, что бы ребенок поверил в себя, приобрел навыки рисования необходимо создавать ситуацию успеха и формировать устойчивую мотивацию к рисованию, для этого можно применять следующие упражнения и нетрадиционные техники: зрительный диктант, дорисовывание, раскрашивание, печатание.
Все эти упражнения служат вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков, а также выступают средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.
Привлекает ребят работа в нетрадиционных техниках, таких как: граттаж, пуантилизм, монотипия, рисунки нитками, рисунки мелками при помощи утюга и др.
Нетрадиционных способов рисования очень много в изобразительной деятельности. Они помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Ученик может придумать и нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что они не могут нарисовать. Нетрадиционные техники рисования дают ученикам возможность действовать не только по образцу и с помощью «подсказки» со стороны взрослого, но и самостоятельно находить замысел для своего рисунка. Развитие творческого, авторского подхода, самостоятельности при выполнении изобразительной задачи детьми, являлось основной целью курса внеучебной деятельности. Нами было проведено наблюдение и анализ изобразительной деятельности обучающихся в начале и конце года (см. табл.1).
Таблица 1
Уровни самостоятельности выполнения работы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Учащиеся начальных классов | Способен действовать только по образцу | Необходимы «подсказки» со стороны взрослого | Самостоятельно находят замысел для своего рисунка |
Начало года | 54% | 33% | 13% |
Конец года | 30% | 29% | 41% |
В таблице представлены результаты систематической работы проведенной с первоклассниками в течение учебного года. Так если на начало учебного года большинство детей — 54% испытывали трудности со свободным рисованием, могли действовать только по образцу, и лишь 13% учащихся могли с легкостью находить замысел для своего рисунка, то к концу учебного года, показатели кардинально изменились. Так высокий уровень самостоятельности выполнения работы показали уже 41% учащихся, что во много раз превышает показатель на начало года. Это позволяет нам утверждать, что использование нетрадиционных техник способствует
Таким образом, изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты, но и индивидуальные особенности ребенка. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие самостоятельности выполнения художественных и графических образов, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в младшем школьном возрасте. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка — научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий и нетрадиционных техник рисования. В результате проведенной нами работы, можно сказать о развитии уровня самостоятельности выполнения работы, преодоления стереотипности в рисунках детей младшего школьного возраста.
Литература
- Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с ИЗО / М.А. Абрамова. — М.: Academia, 1999. -178с.
- Волков H.H. Восприятие картины / Н.Н. Волков. М.: Просвещение, 1976.-32с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 90с.
Literature
- Abramova M. A. The Intellectual development of Junior schoolchildren in the process of familiarization with ISO / M. A. Abramov. — Moscow: Academy, 1999. — 178s.
- Volkov N. N. The perception of the picture / N. N. Volkov. M.: Education, 1976.- 32C.
- Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky. M.: Education, 1991. — 90s.
© Л.Д. Артемьева, Е.А. Неустроева, 2018