МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

20 мая 1:21
Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте является одной из основных задач образования в начальной школе. Формирование высоконравственной личности, способного к состраданию, сопереживанию – залог духовно-здорового современного общества. Как показывает практика, искусство занимает особе место в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников. Среди множества видов искусств можно выделить музыку как более чувственную и эмоциональную, проникающую во внутренний мир человека.



Цель данного исследования заключалась в определении эффективности развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста в процессе слушания музыки. В ходе работы решались следующие задачи: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста, разработка и апробация занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки.



Теоретический анализ научной литературы показал, что в эстетическом воспитании детей эмоциональная отзывчивость связана с проявлением эмоций, эстетического вкуса, интереса и потребностей к чувственному познанию. Научные положения эмоционального развития детей разработаны такими учеными как Л. В. Выготский, М. Э. Венгер, Г. М. Цыпин и другие. Вопросы развития эмоциональной отзывчивости детей исследовали И.В. Груздова, С.А. Курносова, Б. М. Теплова. Методы музыкального образования разработаны известными педагогами Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевским, Б. С. Рачиной, А. Ф. Яфальян.



У И.В. Груздовой эмоциональная отзывчивость определяется как «обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому» [1].  С.А. Курносова рассматривает эмоциональную отзывчивость как социальный феномен [2, с. 50]. По мнению ученых исследователей, музыка способствует развитию фантазии и воображения, стимулирует эмоциональный отклик, развивает эмпатические способности, чувства сопереживания и желания к проявлению положительных эмоций. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста, в ходе слушания музыки, обусловлено проявлением чувственных мотивов в познавательной сфере личности.



Для исследования уровня развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников был использован блок диагностических методик И.П. Равчеевой. Количественный и качественный анализ результатов исследования свидетельствует о том, что у детей недостаточный уровень развития способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, что вызвало необходимость в разработке уроков музыки по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе слушания у детей младшего школьного возраста.



Как отмечают исследователи музыкальной педагогики, для активизации восприятия музыки необходимо применять определенные методы и приемы. К примеру, ритмопластика развивает у детей творческие способности, умения слушать музыку. Во время движения под музыку у детей нормализуются эмоциональные процессы, также развивается внимание и память. Графическое изображение мелодии развивает у школьников представление о различном характере музыки, способствует формированию музыкального вкуса. Использование определенного цвета для передачи настроения музыки учит проникновенному восприятию эмоционального содержания музыки.



В результате проведенных уроков с использованием слушания музыки по развитию эмоциональной отзывчивости, наблюдается положительная динамика, которая выглядит следующим образом (рис 1.).





Рис. 1. Сравнительные показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе слушания детей младшего школьного возраста



Таким образом, проведенная в ходе исследования экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости с использованием слушания на уроках музыки дала положительные результаты. У детей отмечаются высокие и средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости. Следовательно, можно утверждать, что музыка является неоценимым средством нравственно-эстетического воспитания детей.



 



Литература

  1. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
  2. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4.
  3. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 380 с.

References

  1. Gruzdova I.V. The development of emotional responsiveness to music in young children of preschool age: Author. dis. … Cand. ped. sciences. M., 1998.
  2. Kurnosova S.A. On the issue of raising emotional responsiveness among younger schoolchildren // Primary school: plus or minus. 2008. № 4.
  3. Yafalyan, A.F. Theory and methods of musical education in elementary school [Text]: textbook for students of pedagogical universities / A.F. Yafalyan. — Rostov n / A: Phoenix, 2008. — 380 p.


 



© Н. В. Назарова, 2018