Мы проводили анализ образовательной деятельности отдельно взятых общеобразовательных учреждений Хангаласского улуса РС(Я). Данный анализ свидетельствует о том, что в н школах мало уделяется внимание преподаванию геометрии, как предмета, который мог бы служить средством для формирования технического мышления у обучающихcя. Хотя именно этот предмет, по нашему мнению, мог бы послужить средством для формирования основ технического мышления в школе. Какие же факторы могут способствовать для организации данной среды? Это правильная организация учебного и воспитательного процесса. В трудах исследователей В.Г. Афанасьева, В.Н. Садовского и др. отмечается, что именно системность, целостнoсть, единство выступают оснoвой создания учебно — воспитательного прoстранства. Значит, становится актуальной задача: создание образовательной среды с учетом условий для формирования основ технического мышления младших классов, как одного из компонентов интеллеткуального развития учащегося. Исходя из анализа медагогических исследований ведущих педагогов и психологв, мы пришли к выводу, что ехническое мышление формируется при решении задач технического типа. А для умения решения детьми технических задач надо создать такие педагогические условия, чтобы в результате обучения он мог их решать, тогда мы уже можем говорить, что у ребенка основы технического мышления сформированы.
В общеобразовательной школе геометрическое образование можно разделить на три периода: первый охватывает учащихся начального звена. Мы остановимся только на первом периодк. В этой ступени ведется кружок «Наглядная геометрия» [4]. В начале курса изучаются базовые понятия, затем фигуры и их свойства, и, наконец, с этими фигурами надо что-то сделать – имзерить, преобразовать. Ведущей деятельностью на этом этапе является игра, поэтому целесообразно вести урок так: рассказывая геометрические сказки, проводя игры и решая маленькие геометрические задачи. Также в первом классе ведется кружок «Математика и конструирование», на котором начинается формирование мотивации к геометрической деятельности. Во втором классе занятия «Оригами». Во время занятий данного кружка дети придумывают свои фигуры и прeдлагают учащимся сделать такие же фигурки. В 3-4 классах можно проводить кружок «Волшебный мир геометрических фигур». Основной целью которой является развитие у учащихся логического и практического мышления. Нами разработана и арпобирована система упражнений по интегрированному курсу для начальных классов «Волшебный мир геометричeских фигур», которая основана на развитии творческого мышления детей с опорой на знание алгоритма порождения логики и на изучение геометрических фигур и объектов в единстве их значения, формы и содержания. С этого же возраста начинается изучение робототехники. Кружок «Конструктор- робот» во 2 классе содействует тому, чтобы начать формирование у обучащихся начальных классов целого представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, их роли в окружающем нас мире. Реализация этого кружка позволяет повысить интерес, творчество и любознательность, развивать способность действовать по алгоритму, решать проблемные ситуации, научить исследовать проблему, проводить анализ имеющихся знаний, продвигать идеи, планировать свои решения и приводить их в действие, обогатить технический и геометрический словари ученика. В третьих — четвертых классах проводится кружок «Юный программист по робототехнике». Реализация этого курса в рамках начального звена помогает развитию коммуникативных навыков и умений учащихся. Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, апробируют собранные модели и делают анализ предложенных конструкций. Далее переходят самостоятельному выполнению по чтению и сборке конструкций. Занятия направления «Юный программист по робототехнике» носят уникальную возможность освоить обучающимся знания основ робототехники, при этом создавая действующие модели робототехники Mindstorms NXT [6].
В ходе эксперимента мы подобрали, изменили и адаптировали задания в задачи технического характера. Решая их, дети постепенно приобщаются к решению технических, т.е. проблемных задач. интерес к решению подобных задач превращается в мотив овладения умениеми и навыками для творческого действия. Для выявления уровня сформированности «технического мышления» мы использовали уровни, разработанные Флорой Акрамовной Зуевой, и, немного упростив, адаптировали их [7].
В процессе внеурочной деятельности в экспериментальной группе средний балл изменился с 3 баллов — 3,8 баллов, а в контрольнoм классе уровень почти не изменился с 3 — 3,1, т.е. мы видим существенную разницу в результатах процесса, которое нами проводилась.
Это дает нам основание утверждать, что организация внеурочной деятельности таким образом может обеспечить формирование «технического мышления» у младших школьников.
Литература
- Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова М.: Просвещение, 2010. С. 12
- Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования — путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения. Педагогические основы стандарта / Н.Ф. Виноградова // Педагогика. — 2009. — №4.- С. 41- 46.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов // М. Просвещение. — – С. 38
- Румянцева Л.П. Наглядная геометрия как фактор развития пространственных представлений / Л.П. Румянцева // Инфоурок.ру – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infourok.ru (дата обращения 27.08.2017)
- Конструируем, играем и учимся. LEGO WeDo // Материалы в развивающем обучении дошкольников: М. — — С. 45 .
- Зуева Ф.А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Челябинск, 1998. — С. 185.
References
- Alekseeva L. L., and expected outcomes of primary education / L. L. Alekseeva, S. V. Yashenkova, Moscow: Prosveshchenie, 2010. P. 12
- Vinogradova N. F. Exemplary programs of primary General education-the way of realization of the state educational standards of the second generation. Pedagogical bases of the standard / N. F. Vinogradova / / Pedagogy. — 2009. — №4.- P. 41 — 46.
- Extracurricular activities of schoolchildren: methodical designer / D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov / / M. Education. — 2011. — P. 38 –
- Rumyantseva, L. P. Visual geometry as a factor in the development of spatial representations / L. Rumyantsev // Inforec.ru-2016. [Electronic resource.] URL: http://www.infourok.ru (accessed 27.08.2017)
- We design, play and learn. LEGO WeDo / / Materials in developing preschool education: M.-2006. — P. 45 .
- Pedagogical conditions for the development of technical thinking of students of engineering-pedagogical specialties: Dissertation for the degree of candidate of pedagogical Sciences. Chelyabinsk, 1998. — P. 185.
© Н.И. Иванова, С.Д. Горохова , 2018