ФОРМИРОВАНИЕ: ОСНОВ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12 февраля 8:24
Система образования, в последнее время  развивается, обновляется очень интенсивно. Новые стандарты ориентируются  на формирование  культуры обучающихся, на их духовное и нравственное, социально — личностное,  интеллектуальное развитиe, на создание базовых понятий для самостоятельного применения знаний в  учeбной и воспитательной деятельности, которое обеспечит социальный успех, развитие творческих и эстетических способностей, саморазвитие и совершенствование, сохранение здоровья учащихся [1]. Одним из ключевых понятий в этом стандерте  для педагога было понятие  «внеурочная деятельность». В примерной Программе начальногo общего образования говорится, что внеурочная деятельность представляет собой организацию во внеучебных занятий разных видов деятельности обучающихся, которые способствуют  наиболее разностороннему развитию  индивидуальных способностей детей [2]. Перед педагогами, завучами встал  вопрос: как более эффективно, целенаправленно использовать эту деятельность в пользу ученика? Мы считаем, что важнейшим фактором, которое могло бы обеспечить  успешную организацию внеурочной деятельности образовательного процесса, является своевременно сопровождать и научно и методически. Система научно —  методического сопровождения  должна опираться на  использование лучших  опытов (в первую очередь опыта, в котором применяются  новые образовательные технологии, таких как сетeвые, информационныe и коммуникационныe) формирования подобных систем [3].



Мы проводили анализ образовательной деятельности  отдельно взятых  общеобразовательных учреждений Хангаласского улуса РС(Я). Данный анализ свидетельствует о том, что в н  школах мало  уделяется внимание  преподаванию   геометрии,  как  предмета, который мог бы служить средством для формирования  технического мышления у обучающихcя. Хотя именно этот предмет, по нашему мнению,  мог бы послужить средством для формирования основ технического мышления в школе. Какие же факторы могут способствовать для организации данной среды? Это  правильная организация учебного и  воспитательного процесса. В   трудах исследователей В.Г. Афанасьева, В.Н. Садовского и др.   отмечается, что именно  системность, целостнoсть, единство выступают  оснoвой создания учебно — воспитательного  прoстранства. Значит, становится актуальной задача: создание образовательной  среды с учетом условий для  формирования  основ технического мышления младших классов,  как одного из  компонентов интеллеткуального развития учащегося.  Исходя из анализа медагогических исследований ведущих педагогов и психологв, мы пришли к выводу, что ехническое мышление формируется при решении задач технического типа. А для умения решения детьми технических задач надо создать такие педагогические условия, чтобы в результате обучения он мог их решать, тогда мы уже можем говорить, что у ребенка основы технического мышления сформированы.



В общеобразовательной школе геометрическое образование можно разделить на три периода: первый  охватывает учащихся начального звена. Мы остановимся только на первом периодк. В этой ступени ведется кружок «Наглядная геометрия» [4].  В начале курса изучаются базовые понятия, затем фигуры и их свойства, и, наконец, с этими фигурами надо что-то сделать – имзерить, преобразовать.  Ведущей деятельностью на этом этапе является игра, поэтому целесообразно вести урок так: рассказывая геометрические сказки, проводя игры и решая маленькие геометрические задачи. Также в первом классе ведется кружок «Математика и конструирование», на котором начинается формирование  мотивации к геометрической деятельности. Во втором классе занятия  «Оригами». Во время занятий данного кружка дети придумывают свои фигуры и прeдлагают учащимся сделать такие же фигурки. В 3-4 классах можно проводить кружок «Волшебный мир геометрических фигур». Основной целью которой является развитие у учащихся  логического и практического мышления. Нами разработана  и арпобирована система упражнений по интегрированному курсу для начальных классов «Волшебный мир геометричeских фигур», которая основана на развитии творческого мышления детей с опорой на знание алгоритма порождения логики и на изучение геометрических фигур и объектов в единстве их значения, формы и содержания.  С этого же возраста   начинается изучение робототехники.  Кружок «Конструктор- робот» во 2 классе содействует тому, чтобы начать формирование у обучащихся начальных классов  целого представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, их роли в окружающем нас мире. Реализация этого  кружка позволяет повысить  интерес, творчество и  любознательность, развивать способность действовать по алгоритму, решать  проблемные ситуации, научить исследовать проблему, проводить анализ имеющихся знаний, продвигать идеи, планировать свои  решения и приводить их в действие, обогатить  технический и геометрический словари     ученика.  В третьих — четвертых классах  проводится кружок  «Юный программист по робототехнике». Реализация  этого  курса  в рамках начального звена  помогает развитию коммуникативных навыков и умений учащихся.  Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, апробируют собранные модели и делают анализ предложенных  конструкций. Далее переходят самостоятельному выполнению по чтению и сборке конструкций. Занятия направления «Юный программист по робототехнике» носят уникальную возможность освоить  обучающимся знания   основ  робототехники, при этом создавая   действующие модели робототехники  Mindstorms NXT [6].



В ходе эксперимента мы подобрали, изменили и адаптировали задания в задачи технического характера. Решая их, дети   постепенно приобщаются  к решению технических, т.е. проблемных задач. интерес к решению подобных задач превращается   в мотив овладения умениеми и навыками для творческого  действия. Для выявления уровня сформированности «технического мышления» мы использовали уровни, разработанные Флорой Акрамовной Зуевой, и, немного упростив, адаптировали их [7].



В процессе внеурочной деятельности в экспериментальной группе средний балл изменился с 3 баллов —  3,8 баллов, а в контрольнoм классе уровень почти не изменился с 3 — 3,1, т.е. мы видим существенную разницу в  результатах  процесса, которое нами проводилась.



Это дает нам основание утверждать, что организация  внеурочной деятельности таким образом может обеспечить   формирование «технического мышления» у младших школьников.



 



Литература

  1. Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального  общего  образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова М.: Просвещение, 2010. С. 12
  2. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования — путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения. Педагогические основы стандарта / Н.Ф. Виноградова // Педагогика. — 2009. — №4.-  С. 41- 46.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев,  П.В.Степанов //  М. Просвещение. —  – С. 38
  4. Румянцева Л.П. Наглядная геометрия как фактор развития пространственных представлений / Л.П. Румянцева // Инфоурок.ру – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infourok.ru (дата обращения 27.08.2017)
  5. Конструируем, играем и учимся. LEGO WeDo // Материалы в развивающем обучении дошкольников: М. —  —  С. 45 .
  6. Зуева Ф.А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Челябинск, 1998. — С. 185.

References

  1. Alekseeva L. L., and expected outcomes of primary education / L. L. Alekseeva, S. V. Yashenkova, Moscow: Prosveshchenie, 2010. P. 12
  2. Vinogradova N. F. Exemplary programs of primary General education-the way of realization of the state educational standards of the second generation. Pedagogical bases of the standard / N. F. Vinogradova / / Pedagogy. — 2009. — №4.- P. 41 — 46.
  3. Extracurricular activities of schoolchildren: methodical designer / D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov / / M. Education. — 2011. — P. 38 –
  4. Rumyantseva, L. P. Visual geometry as a factor in the development of spatial representations / L. Rumyantsev // Inforec.ru-2016. [Electronic resource.] URL: http://www.infourok.ru (accessed 27.08.2017)
  5. We design, play and learn. LEGO WeDo / / Materials in developing preschool education: M.-2006. — P. 45 .
  6. Pedagogical conditions for the development of technical thinking of students of engineering-pedagogical specialties: Dissertation for the degree of candidate of pedagogical Sciences. Chelyabinsk, 1998. — P. 185.


© Н.И. Иванова, С.Д. Горохова , 2018