ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

14 ноября 1:17

Научный руководитель: Николаева Алла Дмитриевна — д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики ПИ СВФУ


Инновационные технологии в образовании играют важную роль, являются неотъемлемой частью учебного процесса. В образовательной системе инновационные процессы реализуются для формирования нового содержания образования, разработки и внедрения новых педагогических технологий, методик, создания новых видов учебных заведений и т.д.



В России наряду с научно-техническим прогрессом отмечается становление инноватики – как науки. По мнению исследователя инноваций А.И. Пригожина, «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием» [6, с.7]. Инновации относятся к различным моделям образования и являются основной закономерностью мировой педагогики.



В России инновационная педагогическая деятельность не новая наука, с советских времен инновация происходила регламентировано на базе экспериментальных школ. Исследователь инноваций в образовании
С.Д. Поляков писал: «Как и в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта» [6, с.13]. Вопросы, исследования, проблемы инноваций в сфере образования стали рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, В.Я. Ляудис и др.



Нынешняя современная экономическая ситуация показывает, что перед страной стоит задача инновационного пути развития. Основным направлением является инновационный подход в российском образовании, и, главным образом, в высшем образовании, что должно перевести подготовку специалистов на более высокий уровень. Структура должна включать многих участников развития: руководителей, учащихся, ученых, спонсоров, экспертов, работники различных служб и т.д. Именно такая структура играет функциональное и ролевое соотношение данных участников инновационного процесса. Управление инновациями должен иметь разработку и единую инновационную политику, программы стратегий, проектов, ресурсов, также важен инновационный потенциал организации [4, с.100].



Инновации в системе образования ведут к позитивным изменениям. Приведем пример из государственной программы Постановления Правительства РФ о «Развитии образования» на 2013-2020 годы», где рассмотрены основные задачи в модернизации высшего образования. Выделим несколько моментов: учет особенностей региональной политики профессиональным образованием; гибкость и эффективность программ профессионального образования; прозрачность финансирования и конкурентоспособность профессионального образования; соответствие технологий, применяемых в профессиональном образовании потребностям современной экономики и обучающихся; формирование у обучающихся компетенций, востребованные работодателями и др. [5].



Понятие «инновационная деятельность» применяемое в образовательной системе можно назвать как преобразование содержания образования. Здесь относится также организационно-технологические основы образовательного процесса, условия его осуществления, повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития учащихся. В результате инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система. Эта система представляет собой единство педагогических новшеств, а именно новых технологий, методов
и приемов обучения и воспитания. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения.



Инновационный потенциал для любого высшего учебного заведения приносит не только успешное функционирование, но и не менее важно, продуктивное сотрудничество с различными финансовыми предприятиями для улучшения экономической политики. Под влиянием динамично развивающейся внешней среды, возведения знаний и информации в разряд категорий современного общества и основных факторов роста эффективности общественного производства вузы вынуждены расширить свои базовые функции, к которым относят: производство, накопление, хранение, передачу и распространение знаний.



Модернизация системы высшего образования характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Новейшие педагогические технологии в системе вуза создаются на базе многолетнего прогрессивного педагогического опыта, где используются различные научные разработки, освоенные и используемые по сегодняшний день. В настоящий момент в вузовской системе образовании применяют самые различные педагогические инновации.



Можно выделить наиболее характерные инновационные технологии: внедрение электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, разработка стратегии и тактики развития вуза в IT-сфере; процесс интеграции учебного заведения с ведущими в стране и в мире университетами; переход вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления; развитие многоуровневой системы образования; внебюджетная деятельность вуза и др.



Внедрения инновациями в вузы должны привести к новой модели высшего образования. Пути развития, направления деятельности, технологии для разных университетов должны быть различными. Например, СВФУ им. М.К. Аммосова начал работу разработки кластера, в котором образовательный и научный процессы тесно взаимосвязаны, где будет проводиться комплексная оценка развития региональной системы образования. Кроме того, создаются медицинский кластер, вычислительный, инновационный, социально-культурный, технический и т.д. Данная модель позволяет университету поделиться опытом, получить новые практические знания наряду с другими ведущими вузами страны и мира. Университет должен стать активным участником одного из приоритетных проектов в сфере высшего образования по созданию инновационного центра, направленного на развитие бизнес-инкубатора, также научно-исследовательской работы на взаимовыгодную работу с другими вузами с учетом особенностей региона.



 



Литература

  1. Бекетова О. А. Инновация в образовании: Понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: Материалы
    V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014.
  2. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии
    в образовании. Электронный журнал «РОНО».
  3. Крутых А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования России. Международный научно-исследовательский журнал, выпуск № 2(56), февраль 2017.
  4. Николаева А.Д. Инновационные процессы в образовании. Учебное пособие, Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. -208с.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред.
    от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы».
  6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.

References

  1. Beketova O. A. innovation In education: Concept and essence / / Theory and the practice of education in the modern world: Materials V International scientific conference (St. Petersburg, July, 2014 г.). — St. P.: СатисЪ, 2014.
  2. Bondarenko O. V. Modern innovative technologies in education. Electronic journal «RONO».
  3. Krytikh A.V. Introduction of innovations in the system of higher education in Russia. International research journal, issue № 2 (56), February 2017.
  4. Nikolaeva A. D. Innovative processes in education. Textbook, Yakutsk: Publishing house of North-Eastern Federal University, 2013. — 208s.
  5. Order of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 N 295 (ed.from 31.03.2017) «on approval of the state program of the Russian Federation» development of education»for 2013 — 2020″.
  6. Khutorskaya V. Pedagogical innovation: textbook for students of higher educational institutions. — M: publishing center «Academy», 2008. — 256s.


© М.В. Осипова, 2018