ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СИСТЕМУ РОСТА ПЕДАГОГА

21 ноября 2:52
МОБУ СОШ №7 ГО «город Якутск» с 2014 года работает над реализацией проекта «Самообучающаяся организация как условие формирования инновационной культуры педагога». Актуальность темы проекта определяют два фактора: во-первых, принятие профессионального стандарта «Педагог», который выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, главным из которых становится умение учиться; во-вторых, во внедрении ФГОС наблюдаются следующие противоречия:  между требованиями государства о повышении качества образования и отсутствием системы непрерывного образования педагога; между требованием о построении обучения на деятельностной основе и отсутствием системного обучения педагогов;  между необходимостью формирования ценностно-мотивационной сферы педагога, как необходимого условия изменения отношения к своему труду, и направленностью методической работы в ОУ лишь на совершенствование учебно-воспитательного процесса.



Таким образом, выявляется проблема создания условий для формирования внутренней потребности педагога в самоизменении.



Основная идея проекта: формирование инновационной культуры педагогов через создание условий по формированию мотивационной, планово-прогностической, коммуникативной, продуктивной, интеллектуальной компетентности каждого педагога (саморазвивающейся организации).



Направления работы по формированию инновационной культуры педагога: формирование информационно-технологической культуры педагогов как составная часть инновационной  культуры; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; ценностно-смысловая направленность личных качеств педагога.



Этапы реализации проекта:1 этап – становление системы методической работы; 2 этап – формирование инновационной культуры педагогов; 3 этап – создание внутреннего стандарта педагога



В ходе реализации проекта в школе сложились следующие направления экспериментальной работы по созданию системы методической работы (системы роста учителя)



1.Обучающие семинары. Все проводимые семинары можно классифицировать следующим образом:1 – теоретические семинары для всего коллектива, 2 – семинары по предметным МО с учетом программного содержания и требований;3 – методические семинары по отдельным разделам программы; 4 – семинары, проводимые самими учителями по тем вопросам, где получен какой-либо результат; 5 – проектные семинары, по итогам которых создается методический продукт (разработки уроков, пособия); 6 – семинары для учителей города по ознакомлению с опытом работы учителей.



Динамика развития способностей педагогов в ходе посещения различных семинаров:теоретические семинары  формируют потребность в расширении знаний; методические семинары  повышают профессиональное мастерство, создают условия в самоутверждении педагога, семинары по планированию уроков по конкретному разделу  развивают системное мышление педагога, семинары по созданию методического продукта  формируют умение излагать свои мысли, простраивать систему своей деятельности.

  1. Подготовка и проведение тематических педсоветов. Тематические педагогические советы также расширяют и углубляют уровень теоретических знаний педагогов и позволяют сквозь призму теории посмотреть на его практическую реализацию. В подготовительный период весь педагогический коллектив участвует в последовательной подготовке к педсовету: теоретическое осмысление темы (семинары по МО); практическая реализация темы (анализ имеющегося опыта, выявление проблем); выработка рекомендаций (систематизация работы, поиск новых подходов к решению проблем). Педсоветы проводятся на основе деятельностного подхода к организации педсоветов: педагоги, разделившись на группы разрабатывают направления, формы реализации конкретной проблемы. В результате такой работы у педагогов формируется умение целеполагания, планирования практической реализации идеи.
  2. Реализация изученного теоретического материала через проведение открытых уроков. Одной из методических находок является проведение методических недель, так как одноразовые, разные по тематике мероприятия должного эффекта не дают. В течение трех лет они постепенно переходили на содержательный уровень: вначале проводились Методические недели, где каждый учитель на открытом уроке демонстрировал свое понимание требований ФГОС, затем стали проводиться Методические недели по методобъединениям через открытые уроки, объединенные одной темой, которые переросли в тематические методические недели, на которых обсуждаются конкретные методические темы через заслушивание сообщений и проведение открытых уроков.


По результатам анализа уроков выявляются «Золотые уроки года».

  1. Разработка программ. Планово-прогностическая деятельность является одной из основных составляющих в повышении мастерства современного учителя. В школе разрабатываются программы разного уровня по всем направлениям деятельности коллектива: администрация разработала Образовательные программы по всем ступеням образования, руководители методических объединений разработали и реализуют программы МО по формированию УУД, каждый учитель ежегодно разрабатывает Рабочие программы, которые оцениваются по многим критериям, каждый классный руководитель разрабатывает Программу формирования классного коллектива.

5.Диагностическая работа. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в МОБУ СОШ №7 и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития ОУ и принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.



Каждое МО проводит два раза в год мониторинг метапредметных умений, учителя первых классов, реализуя Программу адаптации первоклассников, проводят мониторинг подготовленности и адаптации учащихся первых классов.

  1. Организация проектной деятельности. Проектная деятельность организуется по двум направлениям: составление педагогических проектов учителями и участие в проектной работе учащихся. С этой целью в школе был введен Творческий экзамен, к которому все учащиеся 8-х классов готовятся в течение года. В ходе индивидуальной работы со способными детьми разрабатываются исследовательские проекты, с которыми учащиеся участвуют в различных НПК школьного, городского, республиканского уровня

7.Информатизация  образовательного процесса. В школе реализуется Программа информатизации образовательного процесса. Целью программы является  активное развитие школьного информационного пространства для решения образовательных задач:  формирования и развития информационной культуры учащихся, педагогического коллектива и штата управления школы;  повышение уровня подготовки учащихся в области освоения новых информационных технологий; разработки и внедрения в практику преподавания школьных предметов методических приемов использования средств новых информационных технологий; распространения опыта своей работы по экспериментальному направлению в другие школы; повышение эффективности образовательного процесса и работы учителей, существенное улучшение качества образования;  создание компьютерной базовой системы информационного обеспечения управленческой деятельности школы.



9.Внутришкольные конкурсы. Ежегодно в школе проводятся конкурсы, способствующие организации системной методической работы в течение всего учебного года, создающие условия для реализации творческого потенциала педагогов. Так в 2015 г. проводился конкурс молодых учителей, в 2016г. конкурс методических объединений, в 2017 г. конкурс учителей высшей квалификационной категории, в 2018г. конкурс по организации проектной деятельности.

  1. Участие в экспериментальной работе. Педагоги активно участвуют в экспериментальной (инновационной ) деятельности. В течение четырех лет в школе реализуются следующие экспериментальные программы: республиканский проект «Музыка для всех», республиканская инновационная площадка «Самообучающаяся организация как условие формирования инновационной культуры педагога», опорная площадка Российского движения школьников, по апробации учебников.


На основе опыта работы школы по созданию методической системы, исходя из критериев проводимых конкурсов, разработаны критерии для введения новых категорий учителей по следующим показателям: планово-прогностическая деятельность учителя; разработка Рабочих программ, анализ результатов деятельности; организация процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС; организация воспитательной работы по формированию ценностей; организация работы, направленной на развитие учащихся; диагностическая работа; создание информационной образовательной среды; повышение педагогического мастерства; создание материальной образовательной среды.



Данные показатели способствуют росту учителя в рамках горизонтальной карьеры через усложнение состава трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития учащихся, в том числе с особыми образовательными запросами.