КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

15 сентября 9:51
Современная действительность является отражением качественных преобразований социально-культурного пространства: сменилась общественно-экономическая формация, мировоззренческая парадигма, получили развитие процессы глобализации, диалога культур, взаимодействия на уровне стран и народов и т.д. Данные процессы обуславливают потребность формирования в обществе согласия и понимания, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, уважения и сохранения самобытности различных народов, воспитания культуры межнационального общения [1;12;13;14].



       Мы исходим из теоретико-методологического вывода ученых (И.Н. Афанасьев, С.П.Беловолова, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова и др.), что основа воспитания культуры межнационального общения, формирования соответствующих качеств личности именно ценности национальной культуры [1;2;11;13;14;15;16;18] .



Авторы (С.П. Беловолова,О.В.Гукаленко,В.А.Лекторский, В.В. Макаев, Л.П. Супрунова и др.) рассматривают поликультурное образование как содействующее  формированию типов национальной культуры, осознанию своей этнической идентичности, противодействует этнокультурной изоляции от этносов, населяющих одну территорию. Поликультурная образовательная среда как культурное явление, как технология передачи положительного социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры[12;13].



Анализ научных исследований к выводу, что развитие личности в поликультурной среде немыслимо без диалога, общения с другой личностью и связано с наделением аксиологическими характеристиками объекта и самого себя, отождествлением себя с этим объектом.



По мнению А.А. Ухтомского, обучение общению во взаимоотношениях с «Другими» предполагает получение индивидуального знания, приобретаемого в процессе учебной деятельности, которая порождает естественные жизненные ситуации [17].



Н.Е. Щуркова  рассматривает общение  как взаимный обмен проживаемыми отношениями, в процессе которого партнеры передают свое отношение к объектам окружающего мира, обогащаясь «другим» отношением, сопереживая, восходят вверх по ступеням личностного развития, обогащая свой внутренний мир [19].



Необходимо обратить внимание на «межнациональное общение», которое в широком смысле понимается как взаимодействие народов в различных сферах деятельности, и, как межличностное взаимодействие представителей разных этносов в узком смысле [2;12;15;16;18].



Вопросы межнационального общения рассмотрены в работах отечественных и зарубежных этнологов, социологов и психологов в различных аспектах: социологический анализ взаимоотношений людей с позиции этничности (Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус.); этническая психология общения и межличностные отношения (Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид); влияние этнокультурного фактора на нацию, её ценности, формы общения её представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон.).



Исследователи (Л.Ф. Дашкевич, О.И. Юдина и др.) отождествляют культуру межнационального общения с аккумуляцией опыта под воздействием процессов взаимовлияния субъектов в различных сферах общественной жизни — материальной, духовной, политической, а также конкретных форм взаимовлияния в процессе этого взаимодействия.



И.А. Новикова трактует культуру межнационального общения как систему взаимодействующих социокультурных институтов микро-, мезо-, макро- и мега-среды, которая состоит из множества подсистем [16].



Н.Ф. Чипинова рассматривает данный феномен в качестве способа координации и налаживания межнациональных взаимоотношений, освоение, обогащение ценностей национальной культуры, традиций [18].



На основании вышеизложенного, вывод о культуре межнационального общения как об определенной взаимосвязи и взаимоотношениях, в процессе которых участники межкультурного диалога разных национальностей делятся этнокультурным опытом, духовными ценностями, осознавая ценность позитивного межэтнического взаимодействия, взаимопонимания и сопереживания между представителями разных народов.



Литература



            1.Афанасьев И.Н. Этнический характер и проблема толерантности. – М.: Чебоксары, 2005. – 220 с.



2.Беловолов  В.А. Культура межнационального общения: категоризация, интерпретация и социокультурный подход // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 6. – С. 155–168.



3.Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного  взаимодействия  // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. —  С. 138-142.



4.Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.



5.Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.-  Новосибирск, 2016.



6.Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. —  № 4 (16). — С. 44-52.



7.Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск,  2015.  — С. 178-192.



8.Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. — Самара: СЮИ Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 284-288..



9.Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов  // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.



10.Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.



11.Беловолов В.А. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений// Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. М.2014.



12.Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: монография. – Новосибирск, 2001. – 268 с.



13.Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : РГПУ, 2003. – 512 с.



14.Лекторский В.А. Мультикультурализм и диалог культур/Тез. докл. Лихачевских научных чтений – СПб., 2011.



15.Матвеев Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.– Чита, 2013.



16.Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. – М., 2006



17.Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб., 1996. – 528 с.

  1. ЧипиноваН.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук . – Челябинск, 2004.


19.ЩурковаН.Е.Воспитание: взгляд с позиции культуры. – М., 1998.



References

  1. Afanas’ev I. N. Ethnic character and the problem of tolerance — Moscow: Cheboksary, 2005. — 220 p.


2.Belovolov V. A. Culture of interethnic communication: categorization, / Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 6. — P. 155-168.



3.Belovolov V. A. Inclusion in the military training of cadets / European social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — P. 138-142.



4.Belovolov V. A. Interethnic attitudes in the multicultural educational environment // Problems of modern pedagogical education. — 2017. — № 56-3.



5.Belovolov V. A. Cultural approach and legal culture of the officer of internal troops of the Ministry//  Novosibirsk, 2016. P. 320-327.



6.Belovolov V. A. The enrichment of the educational work of the ethno- // Humanities and education in Siberia. — 2014. — № 4 (16). — P. 44-52.

  1. Belovolov V. A. Axiological bases of professional activity of the officer of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia / / Historical heritage of the great Patriotic war (1941-1945). — Novosibirsk, 2015.


8.Belovolov V. A. Model of formation of interethnic tolerance of cadets / Legal and spiritual and moral of the Russian officers. — Samara, 2015.



9.Belovolov V. A. The organization of experimental work on formation of ethnic tolerance of students // European Social Science Journal. — 2016. — № 5.

  1. BelovolovV.A.The actualization of educational potential educational of the military Institute / Pedagogy. — 2017. — Vol. 1. No. 5. -P. 95-99.


11.Belovolov V. A. Ethnic tolerance as a phenomenon of multicultural educational // Psychology and pedagogy in the Humanities/ M., — 2014.

  1. Belovolova S. P. Ethnopedagogical culture of Altaians. — Novosibirsk, 2001. — 268 p.
  2. Gukalenko O. V. Multicultural education: theory and practice . – Rostov on Don: Rostov state pedagogical University, 2003. — 512 p.


14.Lecturer V. A. Multiculturalism and dialogue of cultures– SPb., 2011.



15.Matveev D. E. Formation of readiness of officer to education of culture of interethnic communication of the military personnel.- Chita, 2013.



16.Novikova I. A. The culture of international communication as a factor of professional training of future teachers.  — M., 2006



17.Ukhtomsky A.A. Intuition of conscience.– SPb., 1996. — 528 p.

  1. Chipirova N. F. Formation of culture of interethnic communication in students in the process of vocational training. — Chelyabinsk, 2004.


19.Schurkova N. E. Education: perspective of culture. — M., 1998.



 



(©) В.А.Беловолов(2018)