ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

24 января 1:16
В настоящее время в условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья имеют полное право обучаться в общеобразовательных школах. И в большинстве случаев их комфортное пребывание среди остальных учащихся всецело будет зависеть от классного руководителя и родителей самих детей, их регулярного взаимодействия друг с другом.



Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [2, с. 49].



Классные руководители выделяют такие формы работы с родителями, как коллективные, групповые и индивидуальные. При работе конкретно с родителями младших школьников с ОВЗ отдают предпочтение индивидуальным формам работы, так как не все родители открыто могут говорить о неполноценной дееспособности своего ребёнка. Важнейшей целью для классного руководителя при индивидуальной форме работы является создание доверительных отношений с родителями. Индивидуальные консультации помогут, во-первых, родителям преодолеть боязнь разговора о своём ребёнке, и, во-вторых, классным руководителям понять особенности и потребности младшего школьника с ОВЗ.  При этом классному руководителю необходимо заранее подготовить ряд грамотно составленных вопросов, направленных на изучение особенностей и потребностей младшего школьника с ОВЗ, а также на мнение родителей об инклюзивном образовании.



При индивидуальной форме работы выделяют такие методы, как беседы, консультации, анкетирования и т. д. Анкетирования проводятся в целях всестороннего обследования младшего школьника с ОВЗ. Поэтому анкетирование нужно проводить для первичного взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников. Наиболее оптимальными являются такие анкеты, которые поделены на несколько разделов. Например, анкета, созданная педагогами Томской области, включает в себя три блока: первый блок – общие вопросы, касающиеся отношений и ситуации в семье, второй блок – вопросы о качестве инклюзивного образования в определённом общеобразовательном учреждении, где обучается ребёнок, и третий блок – вопросы об инклюзивном образовании в целом.



После проведения анкетирования, в целях развития дальнейшего взаимодействия, используются остальные методы —  беседы, консультации, посещения на дому и т.д. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребёнка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.) [1, с. 108]. Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об ориентации родителей в вопросах воспитания, позволяла индивидуально работать с семьёй, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе.



 



Список использованной литературы:

  1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа в школе: пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2004. — 176 с.
  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.
  3. Неустроева Е.Н., Прокопьева Ю.П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / сборник трудов VII Международной научной конференции: «Инновационные педагогические технологии» (Казань 20-23 октября 2017). – Казань: Изд-во ООО «Бук», 2017. – С.45-48.


© Д.А. Слепцова, С.Н. Шадрина, 2018