РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ-РАССУЖДЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 мая 4:49
Развитие связной речи – одна из важнейших задач обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная речь ученика — показатель его умственного развития [1, с. 255].



Проблема эффективной связной речи особенно актуальна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением. Оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения [3, c. 110].



С целью выявления уровня развития связной речи младших школьников нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОБУ «СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина» г. Якутска. В эксперименте приняли участие ученики 4 класса.



Для выявления уровня сформированности связной речи была проведена диагностика «Методика изучения результативности развития речевой деятельности у младших школьников по Н.В. Нечаевой». Описание задания: учащимся был предложен деформированный текст, их задача заключалась в восстановлении этого текста.



Распределение уровня сформированности связной речи младших школьников на основе методики Н.В. Нечаевой (см. табл. 1).



Таблица 1



Уровень сформированности связной речи учащихся 4 класса



Высокий уровень Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
6% 46% 36% 12%


Высокий уровень сформированности связной речи показали 6% учащихся, средний – 46%, уровень ниже среднего – 36%, низкий уровень -12%.



Исходя из результатов методики, нами были выявлены типичные ошибки учащихся при составлении текста-рассуждения (см. табл. 2):



Таблица 2



Типичные ошибки учащихся при составлении текста-рассуждения









Тип ошибки Комментарий
1. Недостаточность теоретических знаний. Является первопричиной всех остальных трудностей и не дает возможность формировать и совершенствовать умение строить рассуждения.
2. Поверхностность, готовность принять первое подходящее объяснение за аргумент. «Мне нравятся весенние каникулы потому, что там можно бегать и играть».
3. Сведéние доказательств к приведению примера.



 

            «Я думаю, что профессия учителя самая нужная. Например, потому, что они дают детям знания».
5. Неверный подбор аргументов. «Друзья природы. Друзьями природы мы можем назвать всех существ на Земле, ведь мы на ней живем, а значит – мы её друзья».
6. Неумение делить текст на абзацы.
7. Неправильное использование опорных слов.



Например, вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, итак), союзов (хотя, несмотря на, потому что, так как).

«Во-первых, хлеб всему голова. Во- вторых, он очень вкусный. Хотя, когда он испортится, то становится не вкусным».



 

8. Отсутствие переходов от одной части к другой.           Полное отсутствие опорных слов. «Хлеб – всему голова. Я люблю кушать хлеб. Он вкусный, мягкий, свежий.
9. Стремление часто делать выводы в основной части, забывая о том, что самый главный вывод будет в заключении.
10. Подмена рассуждения другими типами текста.



 

«Моя самая любимая игрушка – кукла Молли. Она вся такая красивая, с голубыми глазами, светлыми волосами и красивыми платьями. Она умеет разговаривать и плакать. Я её очень люблю».


 



Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: в развитии связной речи учащихся, а также в формировании творческой, способной к самовыражению личности немаловажную роль играет создание текстов-рассуждений.



Только обучение, направленное на достижение высокого уровня развития учащихся, способствует формированию связной речи младших школьников, ее содержательности, лаконичности, обеспечивает грамотное владение языковыми нормами и средствами.



Список использованной литературы:

  1. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся: учебное пособие/ Т.А. Ладыженская – М.: Издательство ТАУС, 2010. – 147 с.
  2. Павлова В.А., Павлова Е.П. вопросы устранения речевых ошибок младших школьников национальных школ // Научно-методический электронный журнал концепт. 2017. Т. 6. С. 24-26.
  3. Эртаев, С.В. Усвоение знаний теорий текста как основа обучения его построению на уроках русского языка// С.В. Эртаев// Начальная школа: педагогический журнал «Учитель». – 2010. — №7. – С.110-114.


© М.А. Филиппова, Л.П. Борисов, 2018