Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность [2, с. 51]. Перед современной школой стоит основная задача-обеспечить успешную социализацию младших школьников.
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для каждого общества. Одним из таких средств является игровая деятельность.
Игровая деятельность в программе представлена следующими видами игр: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические. Театрализованные игры учат понимать образный строй спектакля, оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. Ребенок овладевает навыками театральной культуры: знакомится с театральными профессиями, правилами поведения в театре, участвует в творческих группах по созданию спектаклей.
Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А к играм-драматизациям Л.В. Артемова относит такие игры, которые основываются на действиях исполнителя роли, который в процессе игровой деятельности может использовать надетые на руку куклы бибабо или же пальчиковый театр, а также элементы костюмирования. В таких играх ребенок или же взрослый действует за всех персонажей [1, с. 65].
Чтобы определить уровень развития социализации у младших школьников нами была проведена экспериментальная работа. В организации данной работы были задействованы учащиеся 4 «а» и 4 «в» класса. Экспериментальная работа проводилась на базе ЯГНГ г.Якутска. Общее количество участников 60.
Для выявления уровня социализации мы использовали методику изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова. Нами были получены следующие результаты: 4 «а» класс высокий уровень- 70%, средний-17%, низкий-13%; 4 «в» класс высокий уровень- 40%, средний-60%, низкий-0%. Мы видим, что большее количество учащихся имеет средний уровень социализированности, поэтому необходима целенаправленная работа педагога по социализации.
Для повышения уровня социализации мы предлагаем использовать следующие театрализованные игры:
— настольный театр картинок;
— теневой театр;
— игры-драматизации с пальчиками;
-импровизация и др.
Вышеперечисленные театрализованные игры дают детям возможность глубже познать окружающий мир. Так как театрализованные игры имеют большое эмоциональное воздействие на ребенка, они помогают познать радость, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе, помогают вовлечь в коллективную работу детей малоактивных, эмоционально-зажатых. Они воспитывают уважительное отношение друг к другу, дети учатся уступать, договариваться, сообща принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
Список использованной литературы:
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 6-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2007. – 440 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
- Неустрова А.Н. Дополнительное образование и социализация личности школьников в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4.
- Попова А.В., Шадрина С.Н. Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 6. С. 187-189.
© А.А. Попова, 2018