ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1 июня 12:42
В современном мире остро встала проблема социализации детей младшего школьного возраста, поскольку обилие информации по телевидению, из интернет источников ведет к снижению процесса социализации младших школьников. Современный ребёнок становится пользователем Интернета ещё в дошкольном возрасте, а всемирная глобальная сеть — это источник информации, который таит в себе не только благо, но и несёт некоторую опасность. Постепенно происходит не только отчуждение детей от родителей, но и детей друг от друга, поскольку из-за вторжения социальных сетей начинается искажение процесса социализации за счёт подмены реальных отношений социализации — виртуальными. Успешная социализация ребёнка является одной из прерогатив начального образования в начале обучения. И если в первом классе данная тема имеет высокую значимость, то в последующем наблюдение за протеканием социальной адаптации школьников становится неактуальной [4, с. 187].



Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность [2, с. 51]. Перед современной школой стоит основная задача-обеспечить успешную социализацию младших школьников.



Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для каждого общества. Одним из таких средств является игровая деятельность.



Игровая деятельность в программе представлена следующими видами игр: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические. Театрализованные игры учат понимать образный строй спектакля, оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. Ребенок овладевает навыками театральной культуры: знакомится с театральными профессиями, правилами поведения в театре, участвует в творческих группах по созданию спектаклей.



Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А к играм-драматизациям Л.В. Артемова относит такие игры, которые основываются на действиях исполнителя роли, который в процессе игровой деятельности может использовать надетые на руку куклы бибабо или же пальчиковый театр, а также элементы костюмирования. В таких играх ребенок или же взрослый действует за всех персонажей [1, с. 65].



Чтобы определить уровень развития социализации у младших школьников нами была проведена экспериментальная работа. В организации данной работы были задействованы учащиеся 4 «а» и 4 «в» класса. Экспериментальная работа проводилась на базе ЯГНГ г.Якутска. Общее количество участников 60.



Для выявления уровня социализации мы использовали методику изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова.   Нами были получены следующие результаты: 4 «а» класс высокий уровень- 70%, средний-17%, низкий-13%; 4 «в» класс высокий уровень- 40%, средний-60%, низкий-0%. Мы видим, что большее количество учащихся имеет средний уровень социализированности, поэтому необходима целенаправленная работа педагога по социализации.



Для повышения уровня социализации мы предлагаем использовать следующие театрализованные игры:



— настольный театр картинок;



— теневой театр;



— игры-драматизации с пальчиками;



-импровизация и др.



Вышеперечисленные театрализованные игры дают детям возможность глубже познать окружающий мир. Так как театрализованные игры имеют большое эмоциональное воздействие на ребенка, они помогают познать радость, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе, помогают вовлечь в коллективную работу детей малоактивных, эмоционально-зажатых. Они воспитывают уважительное отношение друг к другу, дети учатся уступать, договариваться, сообща принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.



Список использованной  литературы:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие / Ю.В. ВасильковаТ.А. Василькова. – 6-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2007. – 440 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  3. Неустрова А.Н. Дополнительное образование и социализация личности школьников в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4.
  4. Попова А.В., Шадрина С.Н. Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 6. С. 187-189.


© А.А. Попова, 2018