ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТАМИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

30 сентября 5:58
Хорошая речь – основное условие всестороннего полноценного развития детей. С первых дней ребенка в школе начинается работа по развитию речи и продолжается на протяжении  всей школьной жизни.



Проблема связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Об этом говорится в ФГОС НОО: «Основной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [2, с. 8].



Овладение научным стилем помогает учащимся в работе с учебниками, справочниками, в объяснении явлений природы и развитию умения анализировать. Оно способствует развитию знания, так как предполагает не просто высказывания о том, что предмет, человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и доказательство конкретными аргументами
[1, с. 255].



С целью выявления уровня развития письменной речи младших школьников, мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МОБУ «СОШ №26» г. Якутска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 36 человек.



Нами были использованы следующие диагностические задания:

  1. Составление текста из логически не связных предложений (Львов М.Р.). Описание задания: учащимся был дан ряд предложений, их задача заключалась в распределении предложений в логической последовательности, чтобы получился связный текст.
  2. Определение активного словарного запаса (Р.С. Немов). Описание задания: учащимся предлагается ряд картинок, на которой изображены люди и различные предметы, их задача написать о том, что изображено и происходит.
  3. Изложение. Описание задания: зачитывается текст научного стиля, после прослушивания обсуждаем его, а затем учащиеся пишут сжатое изложение.

 Результаты диагностики представлены в таблице 1.



Таблица 1



Уровень сформированности письменной речи



учащихся 3 «а» класса



Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Низкий уровень
22% 52% 20% 6%


Высокий уровень развития письменной речи показали 22% (8 учеников) учащихся, выше среднего – 52% (19 учеников), средний уровень – 20% (7 учеников), низкий уровень – 6% (2 ученика).



При выполнении диагностических заданий у  учащихся были обнаружены   следующие ошибки: 1) Частые лексические и логические повторы («Газета выходила раз в неделю. Утром газета доставлялась в киоск»). 2) Использование слов, в несвойственном ему лексическом значении («дождь падает», «машины ходят»). 3) Ошибки в образовании сочетаний слов («копает земля», «одним существующих»). 4) Неправильное склонение существительных («посадить в земля», «нужны такие кораблей»). 5) Нарушение видовременной связи предложений (бабушка вяжет шарф и подарила его внуку).



Определив первоначальный уровень развития письменной речи, нами был разработан комплекс заданий в процессе работы над текстами научного стиля: 1). Преобразуйте текст в научный стиль; 2). Составьте текст научного стиля; 3). Докажите, какого стиля текст; 4) Напишите аннотацию к прочитанной статье; 5) Напишите сообщение «Чем отличается остров от полуострова?».



После выполнения заданий, в классе повторно провели  диагностику для сравнения  изменения уровня развития письменной речи. На основании полученных данных выявили, что 3% учеников имеют низкий уровень, 14% – средний уровень, 58% – уровень выше среднего, 25%  – высокий уровень. Далее провели сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностик (табл. 2).



Таблица 2



Сравнение результатов диагностик уровней сформированности письменной речи учащихся 3 «а» класса






Уровень Первичная диагностика Повторная диагностика
Высокий уровень 22% (8 учеников) 25% (9 учеников)
Выше среднего 52% (19 учеников) 58% (21 ученика)
Средний уровень 20% (7 учеников) 14% (5 учеников)
Низкий уровень 6% (2 ученика) 3% (1 ученик)


 



После опытно-экспериментальной работы с заданиями справились почти все обучающиеся. Они поняли особенности научного стиля и научились их создавать,  последовательно, логично, точно передавать свои мысли письменно.



Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: в развитии письменной речи младших школьников важную роль играет работа с текстами научного стиля. Целенаправленная и систематическая работа над письменной речью способствует развитию мышления, механизмов воспроизведения, обогащению словарного запаса и повышению интереса к научному стилю.



 



Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся: учебное пособие / Т.А. Ладыженская – М.: ТАУС, 2010. – 147 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.standart.edu.ru
  3. Савинова Е. А., Сокорутова Л. В. Формирование грамотного письма у младших школьников с учетом типов восприятия информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26.


 



© А.М. Михайлова, Л.П. Борисова, 2018