В российской педагогике сложилось две научные школы в понимании метапредметного образования:
Громыко Ю.В., Асмолов А.Г., понимание которых составило содержание современного ФГОС. Здесь метапредметные результаты связаны с надпредметностью, общеучебными навыками: целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез и др. [1].
Хуторской А.В., В.В. Краевский: Метапредметная деятельность не может быть оторвана от предметной деятельности. Метапредмет есть предметно оформленная связка образовательных объектов и связанных с ними проблем [2].
Рассматривается одно из важных направлений развития российского образования переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приоритеты нового стандарта направлены не только на предметные результаты, добавлены метапредметные и личностные результаты. Требования современного общества ставят следующую задачу: подготовить выпускников, которые готовы сориентироваться в быстро меняющемся мире, готовы к решению различных когнитивных, коммуникативных и организационных проблем.
Метапредметные результаты образовательной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». То есть метапредметные результаты в образовательных стандартах рассматриваются как универсальные учебные действия.
«Мета» — «стоящее за». Значит метапредметность можно характеризовать как выход за предмет или то, что стоит за несколькими предметами, но одновременно тесно связано с ними. Идеи метапредметного подхода рассмотрены А.Г. Асмоловым, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторским.
По Асмолову, метапредметные результаты включают универсальные учебные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и межпредметные понятия.
Регулятивные УУД организуют учебную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД осуществляют процесс познания: происходит формулировка цели, поиск информации, синтез, анализ, доказательство, решение проблемы.
Коммуникативные УУД налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач: планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением.
Синергетика в содержательном аспекте нами понимается с позиции А.В. Хуторского как интеграция предметных знаний. Именно на интегрированных уроках учащиеся учатся анализировать, активно познавать действительность, самостоятельно находить причинно-следственные связи. Учащийся на таких уроках получает широкое представление о мире, социуме, в котором он живет. Происходит развитие творческой активности детей, что позволяет использовать все учебные предметы, сведения из разных наук, а также знания окружающей жизни.
С позиции же понимания синергетики в применении методов обучения и воспитания, то использование методологии синергетики в учебном процессе позволяет строить обучение как интерактивный процесс, стимулирующий активность не только ученика, но и учителя. Учащиеся самостоятельно пытаются найти ответы на ряд вопросов и проблем, поставленных перед ними, осмыслить их, сделать выводы, обобщения. При этом стимулируются их познавательные и творческие способности, преодолевается хаос (незнание) и превращается в поле для системной деятельности. В образовательном процессе имеет место вариативность, случайность, поскольку мысль ребенка может выйти совершенно на неожиданные выводы и открытия, иногда опережающие программное содержание. В такому процессу учитель должен быть готов и уметь интерпретировать действия и успехи ребенка в комплексе, целостно, на что и ориентирован современный стандарт начального общего образования.
Список использованной литературы:
- Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования. Электронный ресурс: http://teacher-of-russia.ru.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход к проектированию образования // Инновации в образовании. – 2017. — № 12. – С. 5-20
© Н.М. Нестерева, А.Н. Неустроева, 2018