Утрата связей с вековыми, культурными ценностями и с традиционным укладом жизни эвенков объясняет изменение многих ориентиров. Изменение, которое ведет к разрыву межпоколенных социокультурных связей, к разрушению механизма трансляции из прошлого в настоящее не только этнических традиций и нравственных ценностей, а и всего исторического опыта народов.
Из года в год повышается этническое самосознание и интерес к родному языку и культуре коренных малочисленных народов Севера и желание передавать детям этнокультурные традиции своего народа.
Однако основными проблемами в организации образовательной деятельности в школьных учреждениях Севера являются:
– отсутствие этнокультурных традиций воспитания в молодых семьях;
– низкая мотивация детей к овладению родным языком в условиях двуязычия и многоязычия;
– низкая компетенция педагогов по передаче этнокультурной традиции на родном языке детей народов Севера.
В настоящее время в организации образовательной деятельности, расположенных в местах компактного проживания народов Севера, идёт поиск форм восстановления родного языка и культуры, где основными компонентами становятся этнокультурные традиции воспитания молодого поколения: родной язык, фольклор, культура, ценностные ориентации народа, традиционные виды труда, народные игры. По новым Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП ДО) основное место в жизни ребёнка должна занимать самостоятельная игровая деятельность, интеграция игры во всех сферах детской жизни.
Когда образовательная деятельность интегрируется посредством игры, по опыту народного воспитания, ребёнок осознанно, активно участвует в ней, психологически раскрывается, получает эмоциональное удовлетворение, накапливает социальный опыт, приобщается к этнокультурным традициям на родном языке. Особое внимание уделяется обогащению детей знаниями, необходимыми для жизни на Севере, привитию игровой культуры, первичным умениям безопасности жизни.
Исходя из вышеуказанных проблем, мы провели исследование процесса приобщения к эвенкийской культуре младших школьников посредством народных игр.
Экспериментальная работа по приобщению к эвенкийской культуре младших школьников проводилась на базе Оленекской средней общеобразовательной школы им. Х.М. Николаева. В эксперименте приняли участие ученики младших классов.
В ходе привития эвенкийской игровой культуры – исследование показало умение ребёнка манипулировать игрушками, куклами, предметами в ходе развития сюжета, умение принимать и раскрывать принятый на себя игровой образ, следовать правилам, взаимодействовать с партнёрами, общаться с окружающими. Игровая культура транслирует социально-нравственные ценности эвенкийского народа в жизнедеятельность детей, включает в себя игровую задачу и способы её решения игровыми действиями. По уровню умения организовывать, воплощать задуманное, принимать компромиссные решения с партнёрами по игре, по проявлениям в игре знаний, творчества можно судить о культуре игры ребёнка. В играх отражаются все стороны жизни народа – различные виды труда, традиции, обычаи. Народная мудрость гласит: «Если хотите узнать народ, то приглядитесь, как и чем играют их дети» [3, с. 21]. У народов Севера преобладают коллективные игры, индивидуальным уделяется меньше внимания. Детские игры подразделяются на производственно-бытовые, имитационно-подражательные, некоторые носят спортивно-состязательный характер [4, с. 314]. Они готовят детей к освоению традиционных промыслов, жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера.
В играх мальчиков преобладает производственно-бытовая тематика – игры в охоту, ловлю оленей. В игре «Охота» воспроизводятся сцены охоты: один из участников исполняет роль зверя, остальные изображают охотников. В игре «Олени» животных изображают сами дети, иногда оленями служат щепки, камешки, кости лодыжек оленей (оленьи бабки), деревянные миниатюрные фигурки оленей, сделанные взрослыми.
Игры девочек связаны с особенностями семейного быта: «В стойбище», «Гости». В этих играх дети подражают жизни взрослых, могут фантазировать, свободно переносить функции одних предметов на другие. Например, речные камешки становятся предметами быта, одеждой, пищей для эвенкийских детей. Благодаря таким играм дети используют символические действия (ездят на охоту, в оленеводческие стада на воображаемых оленях, греются у воображаемого огня и т.д.), знакомятся с речевыми обозначениями предметов, действий с ними, строят отношения между собой.
Имитационно-подражательные игры «Ворона», «Волк и олени», жмурки, пятнашки и др. учат детей подражать повадкам животных, птиц, их голосам. Это воспитывает наблюдательность, внимательность, чуткость к изменениям окружающей природы, умение импровизировать. Игры, имеющие характер тренировок, спортивных состязаний развивают меткость, быстроту реакций, силу, выносливость. Особенно популярны игры «Стрельба из лука», «Накидывание аркана».
В играх можно широко использовать фольклор народа, и прежде всего загадки.
Таким образом, во время проведения экспериментальной части исследования, во время игровых действий дети научились слышать и различать голоса птиц, животных, слушать и воспроизводить звуки родной речи, ознакомились с эвенкийскими названиями предметов быта, игрушек, дети осмысленно погружаются в культуру своего народа.
Когда образовательная деятельность интегрируется посредством игры, обучение родному эвенкийскому языку происходит в непринуждённой обстановке. В игре ребёнок приобретает культуру диалогической речи, умение высказывать, отстаивать свою позицию, рассказывать. В подборе и подготовке организации игр выделяется ряд задач, которые являются традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Таким образом, у эвенкийского народа возрождается родной язык в условиях многоязычия через привитие игровой культуры в школах и интеграцию игр и образовательной деятельности.
Список использованной литературы:
- Курилов Н.Н. Морошка и солнце : стихи для детей мл. шк. возраста / Н.Н. Курилов. – Якутск : Бичик, 1994. – 16 с.
- Одулок Т. Жизнь Имтеургина старшего на Крайнем Севере; Тарабукин, Н. Моя жизнь; Кимонко, Дж. Там, где бежит Сукпай : повести, очерк и стихи / Т. Одулок, Н. Тарабукин, Дж. Кимонко. – Якутск : Кн. Изд-во, 1987. – 432 с.
- Роббек В.А. Олень – фундамент циркумполярной цивилизации / В.А. Роббек, М.Е. Роббек, Г.В. Роббек. – Якутск, 2008. – 27 с.
- Северная энциклопедия / Сост. Е.Р. Акбальян. – М.: Северные просторы. – 2014. – 1196 с.
- Цирульников А.М. Педагогика кочевья / А.М. Цирульников. – М-во образования Республики Саха (Якутия). – Якутск: Офсет, 2009. – 312 с.
- Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2009 г. № 132р
© А.П. Семенова, В.П. Марфусалова, 2018