Обоснованием для создания учебной программы внеурочной деятельности «Создай свой бизнес» стало следующее:
— в экономическом развитии с. Толон-Бахсы в последние годы наблюдается заметное улучшение. Развитие сельского хозяйства, мелкая переработка сельскохозяйственной продукции, ведение малого бизнеса широкого спектра является и всегда будет являться одним из основных источников дохода на селе;
— нынешние школьники должны научиться начинать и вести свои дела по предпринимательству;
— требуется отслеживание трудоустройства выпускников, оказание им посильной помощи в случае организации работы по бизнес-проектам.
В ходе работы внеурочной деятельности «Создай свой бизнес» можно использовать различные формы и методы работы. Это могут быть заранее приобретённые рабочие тетради, тесты, а также тетради, составленные и напечатанные самостоятельно воспитателем и учителем с учётом возраста, состава и уровня подготовленности группы учащихся, изучающих данный курс. Можно использовать в работе альбомы, где учащиеся могут иллюстрировать изученный материал так, как они его видят сами [1,2]. Важно использовать в работе творческие тетради, которыми учащиеся могут пользоваться в дальнейшем, сравнивая, уже изученный материал с тем, как они представляли его заранее, а также, сравнивая пути существующих реализаций проблем с теми, что предполагались. Также, используются такие методы: наблюдение, сюжетно-ролевая игра, деловая игра, проектная деятельность [3]. Курс рассчитан на 4 ступени обучения. Общий объѐм времени по годам обучения составляет 34 часа, в целом, по ступени – 136 ч.
База проведения эксперимента: МБОУ «Бахсытская СОШ имени Д.Г. Барашкова», Чурапчинского улуса (района). В исследовании приняли учащиеся 30 учащихся 2-5 классов.
Время проведения эксперимента:
- Контрольный этап: сентябрь-октябрь, 2016 г. – выявление уровня социальной компетенции учащихся.
- Формирующий этап: ноябрь 2016 г. – декабрь 2017 г. – апробация экспериментальных внеурочных занятий.
- Февраль, 2017 – интерпретация результатов исследования.
В исследовании были применены следующие методы: беседа (с учащимися, родителями, педагогами), наблюдение, анкетирование, тестирование [«Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой].
По результатам исследования были обнаружены следующие уровни сформированности социальных компетенций:
Рис. 1. Сформированность социальных компетенций
Образовательный процесс, организованный в соответствии с программой внеурочной деятельности, позволил достичь следующих результатов:
- 50% обучающихся 2-5 классов вовлечены во внеурочное занятие «Создай свой бизнес»;
- Внеурочное занятие способствовало развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся младших классов;
- Бизнес-проекты учащихся стали участниками деловых игр и призерами улусного и республиканского уровня.
Список использованной литературы:
- Кузнецов, О.В. Букварь предпринимателя / О.В. Кузнецов. – СПб., 2004.
- Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Дом в обычном переулке 1 класс. Методические рекомендации, ИД «Федоров», Москва, 2013.
- Проснякова Т.В. Экономический сказочный словарь, ИД «Федоров», Москва, 2013.
© А.А.Захарова, 2018