Кризисное состояние современного общества, упадок уровня жизни, изменение ценностных ориентаций, нравов, морали – вот первопричина тревоги и беспокойства в обществе за предстоящее поколение, какой пример мы подаем, ведь дети как зеркало, все, что видят, проецируют, как известно, разрушать легче, чем созидать, поэтому дети, особенно, быстро учатся плохому.
Перед учителем начальных классов стоит непростая задача в формировании духовности и нравственности у учащихся. Несмотря на то, что настоящий путь к созданию нравственного общества заключается в семье и семейных ценностях, нравственное воспитание в школах необходимо. Роль нравственного воспитания в школах – «социализировать» то, что уже было получено в домашних условиях, то есть научить детей переносить и использовать полученные ценности сначала в школе, а потом уже в обществе. Цели нравственного воспитания не могут быть получены «искусственным» способом, таким как инструктаж и обычное ознакомление с предметом в школе. Для формирования нравственных ценностей ребенку нужен естественный переход от обучения ценностям дома к их распространению вне семьи [5, с.173].
Формирование духовности и нравственности у учащихся долгий процесс и длится всю жизнь, поэтому начинать нравственное воспитание следует в младшем школьном возрасте, чем раньше, тем лучше. Поскольку младший школьный возраст – это пора активного роста личности ребенка. В этом возрасте дети быстро усваивают информацию извне, они непосредственны и доверчивы. У них формируется жизнерадостность, способность стойко преодолевать препятствия и адекватно и позитивно воспринимать мир. Поэтому именно в периоде детства нужно закладывать морально-нравственную основу мировоззрения и воспитания ребёнка.
Современный учитель должен уметь организовывать процесс воспитания таким образом, чтобы дети не чувствовали нотки нотации. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: экскурсии, игры, спектакли, просветительские работы и др.
Но, несмотря на все мероприятия, учителю необходимо знать, хотя бы примерно, результат воздействия своего воспитания, чтобы вовремя заметить отклонение и скорректировать их. Конечно, невозможно и не этично загонять нравственность в определенные рамки и сверять их. Но учителю можно на уровне сформированности нравственно-этической ориентации учеников, увидеть дальнейшие направления работы.
Для этого мы провели диагностику «Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи». Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Возраст: 7-8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.
Текст рассказа: Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал (а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
Вопросы:
- Почему Андрею (Лене) стало грустно?
- Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
- Почему?
- Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
- Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
- Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
- Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос 1.
- Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3). Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула» как показатель децентрации (учет позиции матери): 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка).
Для проведения диагностики мы выборочно провели беседы с 5 учениками. Первый вопрос показал, что все дети выделяют моральное содержание рассказа, ориентируются на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы. На второй вопрос все указали на неправильное поведение героя. На третий вопрос ответили — надо помогать. Четвертый вопрос показал, что все ориентированы на взаимопомощь.
Это тест показывает, что дети ориентированы на норму взаимопомощи действия, умеют выделять моральное содержания ситуации; учитывают норму взаимопомощи как основу построения межличностных отношений.
Из теста можно сделать вывод моральное развитие соответствует своему возрасту. Первоклассники понимают, что такое хорошо, а что плохо; способны оценивать свои поступки, понимают основные моральные нормы, например взаимопомощь, следовательно, нравственно-этические ориентации у них правильное. Следовательно, учитель идет по правильному пути.
Духовно-нравственное воспитание — залог нашего счастливого будущего. Ведь только морально-нравственная личность может созидать добро.
Список использованной литературы:
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. М., 2009.
- Духовно-нравственное воспитание –36 основа формирования потребности человека в человеку. ФГТ в школе.-УЦ Перспектива, 2013 – 120с.
- Дженкинс П. Дж. Воспитание духовности у детей.- М.: «София», 2004-
- Затеева Л.А., Кожурова А.А. Особенности регионального поликультурного воспитания младших школьников / «Инновации и традиции педагогической науки – 2017»: сборник статей участников Всеросс. НПК, посвящ. 100-летию со дня рождения В.Ф. Афанасьева (Якутск, СВФУ, 8 апреля 2017 г.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Том 32. — С.14-16.
- Шадрина С.Н. Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях // Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1. № 4. С. 170-173.
© Е.М. Попова, А.П. Бугаева, 2018