ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧИТАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

18 апреля 4:49
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать самостоятельные выводы. Школьная библиотека может стать площадкой для реализации проектной деятельности и способствовать развитию познавательных интересов и интереса к чтению и книге [1]. Удачно проведенный проект побуждает продолжить работу, участвовать в других библиотечных проектах. Конечный результат проекта — реализация умений и навыков учащихся — читателей, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала и самореализация профессиональных качеств библиотекаря [2].



На базе школьной библиотеки работают кружки «Читаем. Учимся. Играем» (2-4 классы) и «Юный эрудит» (5-6 классы). С воспитанниками кружка «Читаем. Учимся. Играем» (2-3 классы) был реализован проект создания книжки-самоделки «Подарок маме на 8 Марта». Цель проекта: создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности и развития творческого потенциала младшего школьника. С воспитанниками кружка «Читаем. Учимся. Играем» (3-4 классы) реализуется проект «В гостях у Театрули». Цель проекта: развитие универсальных учебных действий и ключевых компетентностей у младших школьников. Реализация проекта предусматривает сотрудничество как с классными руководителями, так и с родителями. Тематика проектной деятельности:

  1. Литературно-музыкальная композиция «Про Мальчиша- Кибальчиша» (А.П. Гайдар).
  2. Театрализованное представление «В гостях у великого сказочника» по творчеству Г.Х. Андерсена.
  3. Литературно-музыкальная композиция по творчеству П.Тобурокова.
  4. Театрализованное представление «Умкалыын Сана дьыл».
  5. Театрализованное представление «В мире сказок Шарля Перро».
  6. Театрализованное представление «В мире сказок А.С. Пушкина».


По программе внеурочной деятельности «Юный эрудит» проводятся коллективные проекты по созданию настольных игр. Интеллектуальные настольные игры – лучший способ расширить эрудицию, словарный запас. Коллективные проекты по созданию настольной игры позволяют привлекать к активному чтению и творчеству [3]. Включившись в работу над проектом, его участники читают, просматривают, изучают книги и журналы по интересующим и сопутствующим темам. 5 классы — интеллектуальное лото краеведческого содержания «Моя родина — Намский улус». 6 классы — интеллектуальное лото по литературе «Чтение — лучшее учение».



На основании проведенной работы по проектной деятельности можно сделать вывод о том, что проектно-исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия для саморазвития личности школьника, способствует формированию универсальных учебных действий и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.



Важно отметить, что участие в проектной деятельности вносит существенные коррективы в традиционные формы работы библиотекаря. Для   него это уникальная возможность для самореализации и саморазвития. Это возможность заявить о себе как о незаменимом, авторитетном и компетентном участнике образовательного процесса. А для библиотеки – стать своебразным центром образования школьников.



 



Список использованной литературы:

  1. Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек /Н. В. Жадько. — М.: Елена, 2000. — 96 с.
  2. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова; науч. ред. В. А. Минкина. — СПб: Профессия, 2003. — 317 с.
  3. Суслова И. М. Проектная деятельность библиотек: науч.-практ. пособие/И.М. Суслова, З.И. Злотникова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 176 с.


©А.Ю. Сивцева, 2018