ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

24 декабря 4:35
В настоящее время в образовательной деятельности педагоги используют различные формы и методы обучения для того, чтобы ребенку не только было проще освоить материал, но и процесс освоения информации стал более увлекательным. Одним из таких методов обучения является проектная деятельность.



В исследованиях Н.В. Матяш проектная деятельность рассматривается как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [2].



Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат – овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности [1].



Мы рассмотрели особенности, способствующие успешной организации проектной деятельности в классе – комплекте. Ими являются: небольшая наполняемость класса, именно в классе-комплекте у учителя есть возможность помочь каждому учащемуся полностью раскрыться, познать и попробовать себя в разных сферах деятельности; возможность организовать разновозрастные команды, в процессе работы младшие учатся у старших, перенимая их опыт; разные дети, участвующие в проектной деятельности, имеют разные интересы. Именно поэтому такие проекты становятся более насыщенными.



Следующей задачей является выявление отношения педагогов малокомплектных школ к методу проектов. Мы провели анкетирование учителей начальных классов малокомплектных школ Мегино-Кангаласского улуса РС(Я); его анализ показал, что часть педагогов (75%), благодаря своему педагогическому мастерству, успешно применяют эту универсальную технологию в своей педагогической деятельности. Преимущества применения учебных проектов в начальной малокомплектной школе очевидны [3,4]. Сельская школа имеет с одной стороны благоприятные условия для организации проектной технологии учащихся: близость к живой природе; освоение опыта сельскохозяйственного труда; возможность вовлечь учащихся в решение экологических проблем. Учащиеся образуют единый ученический коллектив, младшие классы повторяя вслед за старшими те или иные суждения, продвигаются вперед успешнее [4]. Очень важно, что, применяя проектные технологии организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста при применении проектной технологии позволяет решать коммуникативные универсальные учебные действия.



Использование проектной технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них – исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть понятны ребенку. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.



Очень важно, что, применяя проектные технологии организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста при применении проектной технологии позволяет решать коммуникативные универсальные учебные действия.



Проектные технологии не заменяют традиционную систему обучения, а успешно дополняют, расширяя ее. Чтобы добиться успеха, ребёнку приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. От него требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.



 



         Список использованной литературы:

  1. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. – М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 384с.
  2. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2004.
  3. Неустроев Н.Д., Егоров В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера . Москва: Аcademia, 2003. – 221 с.
  4. Неустроев Н.Д, Неустрова А.Н. Сакердонова А.С., Шергина Т.А. Тьюторство в начальной, основной малокомплектной и кочевой школе Севера Якутск: Издательский дом СВФУ, 2017. – 164 с.


© К. И. Аянитова, Т. А. Шергина, 2018