Одним из немногих психологов, занимавшихся ценностными ориентациями, был профессор Гарвардского университета Лоуренс Колберг, который предлагал своим испытуемым короткие рассказы нравственного содержания. Его же интересовали не сами решения как таковые, а их обоснования, и эти рассуждения детей подвергались тщательному анализу [1].
Целью нашего исследования являлась экспериментальная проверка на практике возможности развития ценностных ориентаций младших школьников посредством нравственных дилемм Л. Колберга.
Исследование проводилось в МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска в 3 «г» и 3 «е» классах, где было опрошено 68 детей. Для выявления уровня сформированности ценностных ориентаций была использована наиболее известная методика – это методика А.Д. Чиплиева «Попроси волшебника». В методике «Попроси волшебника» испытуемым нужно было написать свои пять заветных желаний и объяснить их. Каждые желания хорошо обдумывались и решались, насколько каждое из них должно быстро осуществиться, поставив цифру от 1 до 5.
Анализ ответов испытуемых можно условно разделить на терминальные и инструментальные ценности. Среди терминальных ценностей главными оказались те, которые связаны с развлечением (40,6%) и комфортностью (20,3%), здоровьем и благополучием семьи (18,6%), желанием учиться (9,6%), общением со сверстниками, друзьями (5,3%), желанием заботиться о животных (4,6%). А к инструментальным ценностям младших школьников относятся ответственность и исполнительность (0,9%).
Результаты проведённого исследования показали недостаточную сформированность ценностей у большинства испытуемых. Структура жизненных целей многих: материальное обеспечение, комфортность.
Итак, полученные данные по диагностике учащихся подтвердили необходимость проведения этических бесед с нравственными дилеммами Л. Колберга. Детям предлагалось прослушать небольшой текст, содержащий дилемму, в которой герой рассказа попадал в ситуацию нравственного выбора. Специфика ситуации состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. После прослушивания рассказа дети отвечали на вопросы, как бы они разрешили эту дилемму. Обсудив дилемму, учащиеся вместе с учителем приходили к единому верному выводу.
Затем проводилась повторная диагностика по методике «Попроси волшебника». И результаты были таковыми: среди терминальных ценностей развлечение (21,8%) и комфортность (18,4%), которые составляют меньшую половину процентов в совокупности, по сравнению с первой диагностикой, где составляли большую половину. Далее ценности, относящиеся к здоровью и благополучию семьи (21,3%), образованию (16,6%), общению со сверстниками друзьями (5,5%), желанию заботиться о животных (5,6%); среди инструментальных ценностей младших школьников ответственность и исполнительность составляет (10,8%).
Таким образом, в процессе исследования мы убедились, что дилеммы Колберга интересны и доступны детям младшего школьного возраста. Они развивают детей, учат мыслить.
В ходе исследования выявили практическую ценность нравственных дилемм Л. Колберга, позволяющих детям анализировать нравственные ситуации. Поэтому для повышения уровня ценностных ориентаций младших школьников рекомендуем образовательным учреждениям использовать беседы с нравственными дилеммами Л. Колберга.
Список использованной литературы:
- Дилеммы Колберга. // Институт философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс]. – psych/ddavis/ p109g/ kohlberg. dilemmas.html
- Аммосова С.Е., Шергина Т.А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Проблемы эфеективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 92-93.
© Н.И. Корнилова, С.Н. Шадрина, 2018